Как инженер Заслонов наступление немцев на Москву сорвал

В плане нападения на СССР, составленном Генштабом вермахта, было одно обязательное условие: военная компания должна завершиться до наступления зимних холодов. В противном случае Германия обречена на поражение. Представители крупного международного финансового капитала убеждали Гитлера в том, что он имеет дело с «Колоссом на глиняных ногах», который непременно рухнет от первого мощного толчка. Фюрер рискнул и проиграл. План «Барбаросса» был сорван доселе неизвестным оружием, которое в народе прозвали «гиперболоидом инженера Заслонова». Именно о нем наш рассказ.

К. Заслонов в форме сотрудника Наркомата путей сообщения Фото:cdn1.img.ukraina.ru

Ключевой транспортный узел

Наступление гитлеровских армий группы «Центр» развивалось настолько стремительно, что в конце сентября 1941-го командиры передовых частей уже разглядывали окраины Москвы в полевые бинокли. Оставалось лишь дожать деморализованную Красную Армию, миллионы солдат которой были уничтожены либо сдались в плен в больших и малых «котлах окружения». Для завершающего броска требовались свежие дивизии, боеприпасы и техника.

В этой обстановке ключевым транспортным узлом стала железнодорожная станция Орша. Город взяли еще в середине июля и в течение нескольких месяцев смогли организовать полноценное обслуживание подвижного состава, обеспечивавшего бесперебойное снабжение восточного фронта. Как таковой партизанской угрозы еще не существовало. До «рельсовой войны» и «Концерта» было далеко, поэтому оккупационные власти ограничились зачисткой местного населения. Из стратегически важной зоны убрали всех «неблагонадежных»: одних расстреляли, а других – отправили умирать в концентрационные лагеря.

Однажды в практически стерильной атмосфере появились признаки неизвестного опасного «заболевания», связанного с регулярными поломками паровозов, которые шли из Орши дальше на Восток. Они случались настолько часто, что положение дел под Москвой стало критическим. На передовой ощущался острый дефицит танков, бронетехники и артиллерии, без поддержки которой наступление только силами пехоты не приносило желаемого результата. Резко упавшие объемы снабжения восстановить так и не смогли. В результате контрнаступления Красной Армии враг потерпел поражение и был отброшен от советской столицы.

Когда в Берлине смирились со срывом плана «Барбаросса», пришло время для расследования истинных причин первого серьезного поражения вермахта за годы Второй мировой войны. За три предшествующих месяца вышло из строя около ста паровозов, потребовавших восстановления, на которое требовалось от нескольких дней до нескольких недель. Аварии происходили на различном удалении от станции Орша, где локомотивы пополняли запасы угля и воды. Во всех случаях взрывались паровозные топки.

Поверхностный анализ фактов показ, что имеет место масштабная диверсия, непосредственными участниками которой являются железнодорожники, тем либо иным образом причастные к обслуживанию тягового состава. В ходе проведенного расследования была выявлена и казнена большая группа исполнителей, но их руководителю – Константину Заслонову — удалось скрыться в самый последний момент. Он умело скрывал свои истинные намерения под маской неистового врага Советской власти, раскулачившей и сославшей в Сибирь его семью.

Большая душа в маленьком теле

Костя Заслонов родился в Тверской губернии в 1910-м. Он с детства был слаб здоровьем, поэтому смог дорасти лишь до одного метра пятидесяти семи сантиметров. Отец, Сергей Гаврилович, пришел с войны с тяжелым ранением, поэтому в колхозе не работал, а вел небольшое домашнее хозяйство. За это и поплатился. По разнарядке семью, в которой было пятеро детей, причислили к «кулакам» и сослали в Хибиногорск (сегодня Кировск), что на Кольском полуострове.

От отца-кулака пришлось отказаться, чтобы не вылететь из комсомола и не поломать собственную судьбу. Сталин великодушно разрешил детям, не отвечать за «грехи» родителей. Далее — железнодорожная профтехшкола и стройки Дальнего Востока по «призыву» ленинского комсомола. Он самоотверженно работает по специальности и в 1935-м уже занимает руководящую должность в Новосибирском паровозном депо. Женат. Имеет дочь.

Памятник К.Заслонову на станции Орша-Пассажирская Фото:otvaga2004.ru

Время было голодное. Чтобы как-то прокормиться, пришлось отослать семью к родителям, проживающим в Витебске. Им тоже надо было помогать, поэтому ударник коммунистического строительства расстается с молодежной романтикой и переезжает в Белоруссию. Благодаря завидному послужному списку, в 1937-м получает в управление Оршанское депо.

Руководящие работники Наркомата путей сообщения, к которым относился Заслонов, призыву не подлежали. Но с началом войны и без него оказались на передовой. С одной стороны необходимо было обеспечить бесперебойное прохождение эвакуационных эшелонов на восток, а с другой – воинских на запад. Работал без отдыха и сна. Покинул город с последним составом, когда передовые части немцев уже были на окраинах.

Его умелые и решительные действия в сложной боевой обстановке были отмечены лично наркомом Кагановичем. Отсюда еще более ответственная должность: инспектор московского вагонного депо имени Ильича. Место высокое, почетное и весьма «хлебное» в плане различных льгот и привилегий. Однако, Константин Сергеевич «протирать штаны» в мягком кресле не намеревался. Уже 21 августа подает заявление, в котором предлагает с группой «сталинских орлов-железнодорожников» отправиться во вражеский тыл, к месту прежней работы для организации подрывной деятельности.

К 4 сентября 1941-го при 4-м (диверсионном) Управлении НКВД формируется отряд из 30 человек, ранее служивших в депо города Орша, которые проходят обучение минно-подрывному делу. Их подготовкой руководит легенда довоенной партизанской программы по «линии Д», ветеран гражданской войны в Испании, майор Артур Спрогис. Так было суждено случиться, что специальные знания не понадобились. Заслонов изобрел «чудо-оружие», обеспечившее успех общего дела.

Гиперболоид инженера Заслонова

Дело о поломках подвижного состава в оршанском железнодорожном депо вел штандартенфюрер СС Карл Хорст. К концу февраля 1942-го ему наконец-то удалось выявить подпольную сеть, арестовать нескольких диверсантов и выяснить истинную причину срыва материально-технического снабжения группы армий «Центр» осенью 1941-го. В итоговом рапорте он отдал должное изобретательности противника, придумавшего простой и эффективный способ вывода паровозов из строя: диверсанты минировали горящие котлы локомотивов изнутри доселе невиданными «адскими машинами», внешне неотличимыми от кусков антрацита.

Тротил, замаскированный под куски угля Фото:noveltystreet.com

Для реализации подобной идеи необходимо было обладать не только разносторонними профессиональными знаниями, но и возможностями свободно перемещаться по строго охраняемой территории. Обычному служащему депо, безотрывно находившемуся в своей рабочей зоне, такое было не под силу. Собственно, это и помогло выйти на начальника станции Заслонова, который успел выскользнуть из сжимающегося кольца в самый последний момент.

«Гиперболоид» оказался гениально простым. Он представлял собой банальный кусок взрывчатки неправильных форм, выкрашенный в чёрный цвет, который делал его неотличимым от обычного угля. Источником «исходного сырья» были боеприпасы, коих даже на самой станции было великое множество. Никакого корпуса, механизма, детонатора и предохранителя. Извлеченная и покрашенная масса могла сутками валяться под открытым небом,  ливнями и холодами, не реагируя на механические воздействия. Она взрывалась лишь тогда, когда попадала в раскаленную топку паровоза.

Чтобы не выделяться на фоне основной массы антрацита, использовали небольшие куски тротила весом 50…100гр. Ничего не подозревавший помощник машиниста, кидающий лопатой уголек из тендера во время движения состава, невольно приводил мину в действие. Раздавался взрыв, мощности которого для разрушения самого котла не хватало. Как правило, выходили из строя отдельные мелкие элементы. Однако, и без них локомотив дальше шел. Требовался пусть и небольшой, но восстановительный ремонт. Неисправный паровоз нужно было тянуть в депо, взамен пригонять новый, который был в остром дефиците, и делать еще массу рутинной работы. Вагоны сутками стояли на перегонах, мешая прохождению других составов.  Что, собственно, и требовалось.

Наградить посмертно

Если отталкиваться от рапорта штандартенфюрера СС Хорста, то группа Заслонова в течение трех месяцев вывела из строя 93 локомотива. Советские историки говорят о 150…200 эшелонах, которые были задержаны на разные сроки, тем самым сорвав регулярное снабжение вермахта на Восточном фронте в критический момент первых месяцев войны.

После разоблачения в марте 1942-го диверсанты уходят в лес и становятся основой для формирования партизанского отряда «дяди Кости». К сотрудничеству пытаются привлечь бойцов из Sonderverband «Graukopf» (специальной команды «Седая голова»), которая формировалась под Оршей из числа бывших советских военнопленных, перешедших на службу к врагу. Агитация проходит успешно и около 250 человек с различным вооружением и боеприпасами вливаются в отряд, который постепенно разрастается до бригады.

В ноябре 1942-го Штаб партизанского движения приказывает подчиненным частям выходить из-под Орши за линию фронта. Константин Заслонов по некой неизвестной причине задерживается для приема очередной группы перебежчиков из «Graukopf». Однако, вместо них приходят два батальона карателей, которые накрывают минометным огнем штаб отряда у деревни Куповать. В результате скоротечного боя партизан практически полностью уничтожают.

Тело погибшего командира местные жители тайно предают земле, чтобы оно не досталось врагу. Уже после войны останки героя перезахоронили в Орше. Посмертно (в марте 1943-го) ему присвоили высокое звание Героя Советского Союза.

Читайте нас в: