Неизвестные покушения на Гитлера

Все, кто смотрел киноэпопею «Освобождение» (1970г), помнят, как в фильме «Направление главного удара» полковник Клаус фон Штауффенберг в июле 1944-го приносит на совещание в бункере Гитлера портфель, внутри которого находится мина. Он ставит его под столом в непосредственной близости от ног фюрера, но взрыв не приносит желаемого результата. Может сложиться ощущение, что данная диверсия была единственной в своем роде. На самом деле в желающих уничтожить нацистского диктатора недостатка не было. Просто об этих неудачных покушениях никто и никогда не рассказывал.

Гитлер и Муссолини осматривают место покушения. 1944г. Фото:s.fishki.net

Для приверженцев исторической правды отметим, что попытка фон Штауффенберга в фильме показа недостоверно. В последний момент совещание из-за духоты в бункере перенесли в фанерный летний домик с достаточно большим количеством окон. В отсутствии замкнутого пространства взрывная волна потеряла убойную силу, основной удар принял на себя дубовый стол, который и спас жизнь объекту диверсии.

Яды

Впервые «бесноватого Адольфа» решили убить в 1932 году во время обеда в узком кругу соратников по партии в самом дорогом берлинском отеле «Кайзерхоф». После приема пищи многие из них почувствовали острое недомогание. Как известно, Гитлер был вегетарианцем, поэтому немецкая пресса ехидно сообщала, что претендент на пост рейхсканцлера (до захвата власти оставался ровно год) – «поел салатика и долго «агитировал» унитаз». В НСДАП этот случай назвали неудавшейся попыткой отравления. Полицейское расследование, начатое по горячим следам, оказалось безрезультативным.

В этом же году произошел и второй инцидент. Представитель партии, конкурирующей с нацистами за места в парламенте, Людвиг Асснер выехал во Францию, откуда послал политическому противнику письмо, пропитанное ядом. При вскрытии конверта смертельно опасная субстанция должна была моментально проникнуть в кровь через кожные покровы. Если бы получатель не скончался на месте, то точно остался бы недееспособным инвалидом. Первоначальный план провалился из-за излишней болтливости самого Асснера, торжественно обещавшего партайгеноссе избавить нацию от «коричневой чумы». Информация дошла до Гиммлера, и эсэсовцы перехватили отравленное послание.

Убить бешеного пса

В 1934-м в ходе, так называемой, «Ночи длинных ножей» Гитлер избавился от старых друзей Эрнста Рема и Грегора Штрассера, с которыми начинал восхождение на вершину политической власти. Еще один ветеран немецкого национал-социализма Йозеф Рёмер публично заявил, что фюрер перешел «красную линию» и должен быть убит. Он призвал неравнодушных сограждан присоединиться к акции возмездия и содрать шкуру с этого бешеного пса.

Несостоявшегося террориста схватили и отправили на исправительные работы в концлагерь Дахау. Через пять лет он освободился и, по сведениям гестапо, вновь взялся за старое – стал изучать маршруты передвижения правительственных кортежей по Берлину. Рёмера вновь арестовали, посадили в тюрьму и в сентябре 1944-го казнили.

Четвертое по счёту покушение произошло в 1936-м. Активный член ультраправой группировки «Чёрный фронт» Гельмут Хирш привёз в партийную столицу нацистов Нюрнберг около 100 кг тротила с целью уничтожить штаб-квартиру НСДАП и редакцию газеты «Штурмовик». Его схватили раньше, чем удалось что-либо предпринять. В ходе допросов стало известно, что обвиняемый хотел произвести взрыв во время очередного съезда с участием Гитлера, чтобы «покончить с монстром». Доподлинно неизвестна реальность признания, данного под пытками чересчур ретивым следователям гестапо. Хирша судили и в 1937-м отрубили голову на гильотине.

Личная неприязнь

В 1937-м зафиксировано два инцидента. В сети берлинской полиции попал некий Йозеф Томас, сбежавший из психиатрической клиники. При задержании в карманах его больничной пижамы нашли два «парабеллума» с полными обоймами. Как выяснилось впоследствии, шизофреник прекрасно стрелял и с приличных расстояний бил белке в глаз. Он откровенно сообщил, что прогуливался в правительственном квартале в ожидании Гитлера и Геринга, к которым испытывает личную неприязнь. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Морис Баво Фото:media-cdn.sueddeutsche.de

Неудачной оказалась и попытка «высокого мужчины, одетого в форму СС», который стрелял по машине фюрера, направлявшегося на очередной митинг во Дворце спорта. Его личность не установили и самого не нашли.

В октябре 1938-го в Берлин приехал 23-летний швейцарский доктор теологии Морис Баво, вооруженный автоматическим оружием. Он вынашивал мысль о необходимости уничтожения Гитлера в целях предотвращения Второй мировой войны. Жаль, что ему не повезло. История могла пойти по другому пути.

Баво занял позицию у резиденции вождя Третьего рейха, но вскоре понял бесперспективность своей затеи, поскольку вся территория строго контролировалась сотрудниками СД. Под видом журналиста он переехал в Мюнхен и приобрел билет на трибуну, располагавшуюся вдоль улицы, по которой в день очередной годовщины «пивного путча» должна была пройти колонна с Гитлером во главе. Повинуясь некому звериному  чутью, тот неожиданно ушел из первого ряда, поэтому стрелять было бессмысленно.

Гитлер и «Пивно́й путч» Фото:history-doc.ru

Швейцарец оказался настойчивым парнем. Он изготовил фальшивое рекомендательное письмо, с помощью которого попытался организовать интервью с рейхсканцлером. Увы, решение вопроса согласования даты тянулось настолько долго, что у Мориса банально закончились деньги. Пришлось уезжать. В январе 1939-го в парижском экспрессе контролеры выявили «зайца», который зачем-то тащил с собой автомат и упомянутое письмо. В гестапо Баво признался в нескольких попытках убийства фюрера. В 1941-м его казнили.

Подрывники

Восьмая по счету попытка приходится на варшавский «парад победы» в октябре 1939-го, который должны были принимать высшие чины германского рейха. Планирование операции осуществлял польский генерал Токаржевски-Карашевич, а его саперы заложили в предполагаемом месте нахождения объекта свыше 500 килограммов динамита. В последний момент организаторы мероприятия изменили ключевые точки маршрута, чем сорвали хорошо подготовленную и спланированную диверсию.

История плотника Иоганна Эльзера из небольшого городка Хермаринген, решившего отправить Гитлера к праотцам, более или менее известна. К решению задачи он подошел прагматично. В августе 1939-го Иоганн устроился на мюнхенское оборонное предприятие, производившее взрывчатку, с которого похитил более сотни кусков динамита и детонаторы.

Каждый вечер после работы он заходил выпить кружку пива в популярное заведение «Бюргербройкеллер», где прятался в подсобке. Когда пивная закрывалась, он покидал укрытие и ночь напролет зубилом и молотком методично выдалбливал нишу в одной из колонн общего зала. Один раз в год перед ней ставили трибуну, стоя за которой Гитлер произносил приветственную речь перед ветеранами НСДАП. На рассвете Эльзер заканчивал работу и покидал заведение, чтобы на следующий день придти снова. Дома он собрал на удивление сложное взрывное устройство, оснащенное двумя часовыми механизмами. Ночью на 8 ноября оно было заложено внутри колонны.

Фото:ic.pics.livejournal.com

Традиционно глава нацистской партии произносил длинные витиеватые речи на протяжении двух часов. В этот день выступление было совсем коротким, и оратор вышел из зала за 7 минут до взрыва. Мина сработала. Разлетевшиеся осколки убили 8 и ранили 63 человека из числа присутствующих в зале. Объект диверсии не пострадал. Спустя несколько часов Иоганн Эльзер был схвачен на пограничном пункте пропуска в Швейцарию. Руководители рейха отказывались верить, что деревенский плотник смог в одиночку спланировать и осуществить покушение. В концлагерях его держали вплоть до апреля 1945-го, требуя выдать сообщников, и в конечном итоге расстреляли.

Бутылки из-под ликёра Cointreau

Десятое неудачное покушение совершили армейские заговорщики, решившие взорвать главнокомандующего с помощью французского ликёра «Cointreau». В марте 1943-го майор Фабиан фон Шлабрендорф попросил полковника Хайнца Брандта, летевшего из оккупированного Смоленска в одном самолете с Гитлером, передать несколько бутылок элитного напитка одному из офицеров вермахта в Берлине. Алкоголь предварительно вылили, а освободившиеся емкости заполнили взрывчаткой. Однако, хитроумный план не сработал. Предполагается, что детонаторы банально замёрзли, поскольку самолет шел на максимальной высоте.

Узнав о провале, фон Шлабрендорф вылетел в Берлин ближайшим рейсом. Нашел Брандта и забрал бутылки под предлогом появления возможности самостоятельно выполнить, ранее заявленную просьбу. Усилия были напрасными, поскольку о содержимом презента уже знали.

Примечательно, что в июле 1944-го именно Хайнц Брандт, споткнувшись о портфель фон Штауффенберга, который стоял у ног фюрера, передвинул его под дубовый стол. Гитлера это спасло, а полковника нет. При взрыве он погиб. Фабиана фон Шлабрендорфа арестовали, собирались повесить, но очевидно уже не дошли руки. В мае 1945-го  заговорщика освободили американцы.

 

Читайте нас в: