История компании Wargaming.net: от игры, в которую играли 6 человек до мирового бренда

Известный белорусский разработчик и издатель компьютерных игр, сделавший себе имя на игре Word of Tanks, Wargaming.net существует всего чуть более 20-ти лет. Основной офис находится в столице Беларуси Минске, тогда как штаб-квартира в Никосии (Кипрская Республика). Фирма контролируется ее основателем (Виктор Кислый, 64% акций) и его отцом (25,5% акций).

Виктор Кислый Фото:hoboz.by

Рассказывая о мечтах и игре всей своей жизни, Виктор, а ныне он уже миллиардер и не в рублях (неважно российских или белорусских), а в североамериканских долларах, обмолвился, что перед запуском World of Tanks деньги кончились, от слова совсем. Занимая в долг, как говорится, до «понедельника» или на месячишко игру в августе 2010 г. все же удалось запустить, затратив на все это около S10 млн. О задачах компании на следующее десятилетие Виктор высказался образно. Производимые Wargaming.net игры должны быть настолько хороши, что если у кухонной технике появятся джойстики и люди будут ими пользоваться, то наши программисты должны обеспечить этот процесс.

История бренда в XX веке

А начиналось все в Минске во второй половине «лихих» девяностых, когда студент БГУ Виктор Кислый с братом Евгением и несколькими друзьями, тоже, в основном, студентами физмата, бредившими, как и Виктор, не только самими играми, но и идеей создания новых «игрушек», более лучших и продвинутых. В 1996 г. они создали свою первую пошаговую игру, в которую в мире играло всего 6 человек, из которых пятеро были сами создатели, а один сторонний игрок, некий Петр из США.

Само название Wargaming произошло от слова «варгеймы», что переводе означает «войнушки», а в более бюрократическом виде означает игры о военном деле. Точной даты образования компании не было, и договорились считать, что создали компанию в 1998 г.

Как первая неофициальная игра, так и первое официальное детище Варгейминг «DBA Online», «клепались» практически «на коленке» как в квартире семейства Кислых, так и в общежитие универа, куда на высоте 11-го этажа удалось пробросить соответствующий кабель. Премьерный официоз вышел в последний год XX века (2000 г.) и вскоре сотни тысяч игроков уже играли в нее. Удивительно, но кое-кто играет в нее и сейчас, во втором десятилетии XXI века.

История бренда в первом десятилетии XXI века

В первый год XXI века Варгейминг заканчивает разработку AdRevolver – интеллектуальной новейшей на тот момент системы оптимизирующей рекламу в международной «паутине», которая скоро была выкуплена англоязычной рекламной сверкомпанией BlueLithium, поглощенную вскоре интернет-гигантом Yahoo, которая возобновила сотрудничество с Wargaming.net по совершенствованию и интеграции этой суперпрограммы.

Но все же главное были игры. И главное – это переход от пошаговой стратегии в 2D (игрушек несомненно интеллектуальных, где надо думать, думать долго и напряженно) к онлайн-играм 3D, тоже не бездумным «стрелялкам», но все же больше отвечающим запросам большинства игроков на запрос «подразвлечься». Виктор Кислый держал нос по «ветру», правда очень больших денег это ему до World of Tanks, не приносила, однако репутацию создавало.

В 2003 г. запущена игра Massive Assault, потом выпущено 2 продолжения и сиквел. Разработчики не удержались и все-таки ввели элементы стратегических замыслов, так называемых «секретный союзников». Из этой же серии была 4-ая их игра – «Обитаемый остров: Послесловие» по мотивам произведения братьев Стругацких. В эти игры хорошо играли, особенно в России, но бестселлерами они не стали.

К этому состоянию приблизилась их пятая разработка – «Операция Багратион», выпущенная в конце 2008 г. Несомненно это было своего рода обращение к властям и игрокам России, Беларуси и других стран СНГ, попытка сыграть на чувстве патриотизма, которая кстати удалась. Но Варгейминг не был бы Варгеймингом, если бы опять хоть на «вершок» не попытался обойти хоть в чем-нибудь своих конкурентов на мировом рынке. И главная фишка этой игры, отображавшей реальную историческую стратегическую операцию советских войск – это массовость (до тысячи юнитов на одной карте). Игра «Операция» Багратион стала лучшей стратегией 2008 г.

«Операция Багратион» — скриншот Фото:westix.ru

Игра была настолько на «слуху», что ее реально критиковал министр обороны Беларуси за неправильно выбранный цвет войск (советские войска отображались синим цветом, а германские – красным), а Wargaming.net получил заказ от японцев на разработку ее клона, но только на западном фронте – высадка союзников в Нормандии и продвижение внутрь Германии. Order of War был выпущен Square Enix для операционной систему Windows в 2009 г. Руководители Варгейминг в один голос говорили, что без опыта разработки этого клона они не смогли бы впоследствии распространить World of Tanks на западный мир, так как восприятие игр у разных сообществ очень разное.

Мировой бестселлер World of Tanks и его клоны

Все в уже существенно разросшейся Wargaming.net устали разрабатывать «варгеймы» и как –то так получилось, что стали готовится к конкуренции с WOW и рисовали орков и эльфов. Но жизнь штука неожиданная и, главное, не упустить шанса, который может тебе дать фортуна раз (ну может быть два) в жизни. И Виктор Кислых интуитивно сделал идеальный выбор и получилась игра WOT – игра всей его жизни, мировой бестселлер высшего класса.

«World of Tanks» — скриншот Фото:1ZOOM.RU

А произошло все очень буднично. Кто-то из очень старых знакомых предложил не заниматься тем, чем занимаются все, а сделать что-то пусть небольшое, но свое и довести это до «ума». К примеру, простое танковое «рубилово». Кислый «услышал», понял и принял. И 12.08. 2010 г. состоялся официальный релиз бесплатной онлайн MMO игры World of Tanks. Кстати, танки «пошли» не сразу и в поисках издателя постоянно получали отказы, так как все подобные проекты запускались в мире на платной основе. Опять Wargaming.net опередил свое время и обошел конкурентов, но теперь это было сделано за очень большие деньги, который разработчикам дал бесплатный проект. Кстати, в это время Варгейминг из пусть и необычного, но разработчика, превратился в полноценного издателя, восприняв передовые мировые образы пиара, маркетинга, продвижения идей, их улучшения и постоянного совершенствования, удержания и приращения своего круга игроков, сразу ставших насчитывать миллионы (в январе 2014 г. впервые число игроков, находящихся одновременно в онлайне превысило 1 000 000 человек).

Интересно!

21.01.2013 г. на русском сервере RU2 в 19:31:02 (по минскому времени) играло одновременно 190 541 человек, что и было занесено в книгу рекордов Гиннеса.

По прошествии восьми лет Wargaming.net запустил такие проекты как:

World of Warplanes – простое «рубилово» на самолетах (2013 г., разработчик киевская Persha Studia)

Настольная игра World of tanks Rush с последующими дополнениями (2014 г.)

Blitz – танковый проект для смартфонов и планшетов (2014 г.)

World of Warships – простое корабельное «рубилово» (2015 г., разработано совместно с русской Lesta Studio)

Коллекционная карточная игра World of Tanks: Generals, вышедшая в 2015 г. и пользовавшаяся определенной популярностью с 2017 г. не поддерживается

Интересно!

В настоящее время в World of Tanks зарегистрировались более 170 млн. пользователей практически со всех уголков планеты и если каждый из них отыграл хотя бы по тысяче боев по 5 минут (был подбит, «слился» или одержал быструю победу) то все вместе они были заняты этим более полутора миллиона лет.

В 2018-2019 г.г. игра World of Tanks, перейдя на новый движок существенно обновилась и войдет во второе десятилетие XXI века в новом качестве «HD» и другими припасенными для этого Виктором Кислым «прибамбасами». Он существенно обновил стиль работы как в стратегическом «общемировом» плане, так и каждого работника, прекратив внутренние «войны» и нацелив всех на конечный результат, имея ввиду, что надо опережать сегодняшние запросы игрового сообщества и идти, как всегда, хоть чуточку, но впереди.

Справка

Чтобы танки можно было пощупать и насладиться их внешним видом договорились с североамериканской компанией Revell, изготавливавшей маленькие (масштаб 1:76, 1:72 или 1:35) копии танчиков и при покупке моделей поощряли покупателей семидневным премиум аккаунтом и 450 «голды», что в те времена соответствовало 10 евро.

История «роста» бренда

Виктор Кислый не ставил только на первоначально сложившийся коллектив. В 2001 г. он принял Михаила Живца и его компанию, а после приобретения минской Arise Games (2007 г.), к Wargaming.net различными путями присоединяются ещё четыре десятка разработчиков. После запуска World of Tanks ряды Варгейминга пополняют еще полсотни человек из Lesta Studio (Санкт-Петербург) и Persha Studia (Киев).

В 2011 г. компания открыла представительстве во Франции и Берлине, которые возглавили Фредерик Мену (бывший работник Blizzard) и Марио Бауманн.

Последовательно в 2012-2014 г.г. за десятки миллионов долларов США приобретались:

BigWorld Pty Ltd (S45 млн.)

Day 1 Studios, известную продолжением шутера F.E.A.R (S45 млн.)

Студия Gas Powered Games, переименованная в «Wargaming Seattle», где три десятка сотрудников продолжают работу, как и ее основатель Крис Тейлор (закрыта из-за реструктуризации в 2018 г.)

Насчитывающий менее тысячи человек в 2012 г., ныне штат компании разросся почти до 5-ти тысяч, с отделениями, представительствами и дочерними фирмами практически во всех цивилизованных странах мира – это центр новой ММО-вселенной.

Игра «Калибр» Фото:Caliber.ru Анонсированный в конце 2016 г. тактический шутер про тяжелую жизнь спецназа «Калибр» до настоящего времени находится в разработке.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"