Тайная организация «Три плюс Икс». Часть первая
Белорусская молодежь, рожденная в годы советской власти, абсолютно искренне верила в коммунистические идеалы. Руководствуясь самыми лучшими намерениями, школьники из Орши создали тайную организацию с наивной программой деятельности. Одним из планов было освобождение из тюрьмы Эрнста Тельмана. Но в 1930-е годы любая активность, несанкционированная сверху, была смертельно опасной. Их арестовали и судили, но в ходе рассмотрения дело получило неожиданный поворот.
Неожиданный поворот
Доказательства представлены, преступные факты никем не отрицаются, следовательно, судьям только остается вынести справедливый, но суровый приговор. Казалось бы, единственное, на что могли рассчитывать обвиняемые, это на его смягчение в связи с молодостью лет. Впрочем, расстрельные и другие жестокие наказания выносились тогда людям всех возрастов — от самых юных до 80-летних стариков.
Так бы и было в 1937 или 1938 годах, но шел 1939-й. Конвейер массовых репрессий был приостановлен. Дело «молодых контрреволюционеров» успешно прошло через прокуратуру, следственные органы и суд, который, как правило, лишь оформлял своими решениями выводы обвинения. Абсолютно неожиданно для всех случилось такое, о чем раньше невозможно было и мечтать. Суд после «глубокой объективной проверки обвинения» признал выводы следствия необоснованными, поскольку «в деле нет фактических данных и доказательств». Организация действительно имела программу действий, устав и шифр, но нет никаких оснований признавать, что она готовила те преступления, которые ей инкриминировались.
Освободить Эрнста Тельмана
При судебном разбирательстве выяснилось, что молодые люди, начитавшись приключенческих книг, собирались перейти границу, чтобы грабить богатых и отдавать изъятые у них деньги бедным. Также они действительно планировали проводить террористические акты, но лишь с целью организации побега из тюрьмы лидера немецких коммунистов Эрнста Тельмана.
Судебный вердикт был таким: «Как установлено судебным следствием, участники организации «Три плюс Икс», прежде всего, сами не осознают сути своей группы … не разбираются в «уставах» и «программных вопросах». Доказано, что большинство из них любят приключенческую и фантастическую литературу, поэтому вступали в тайное сообщество, которое готовило участников к путешествиям в Сибирь и дальние страны. Затем был взят курс на переход границы в одну из капиталистических стран для грабежа банкиров и последующей дележки награбленного с беднейшим населением. Также предлагалось подготовить освобождение из фашистских застенков Эрнста Тельмана и т.д.».
В этих строках точно изложена романтическая суть этой «компании», не имевшей ничего общего с предъявленными обвинениями. Поэтому суд постановил, что вина не доказана, а конкретных фактов контрреволюционной агитации со стороны подсудимых не обнаружено. В результате семь человек из девяти были освобождены прямо в зале суда.
Советская карательная система не могла себе позволить работать вхолостую. Если уж чекисты тратили время и старались, то даже при наличии явных перегибов кто-то непременно должен быть наказан. В противном случае пришлось бы признать, что куча народу получает зарплату ни за что.
Без «назначения стрелочников» не обошлось: на их роли были назначены отец и сын Алейниковы. Основная тяжесть ответственности легла на младшего из них. Его обвинили в … отвлечении внимания советской молодежи от социалистического строительства. Приговорили к пяти годам лишения свободы в трудовых лагерях. Учитывая, что в те суровые времена можно было лишиться жизни буквально ни за что, то приговор можно считать мягким.
Чекистская провокация
Казалось бы, дело закрыто. Суд разобрался, виновные наказаны, невинные — на свободе. Однако «самый гуманный» суд фактически скрыл крайне неприглядный факт. О его наличии четко свидетельствует один, в то время совершенно секретный документ. 11 августа 1939 года Министерство юстиции под грифом «Совершенно секретно» переслала Первому секретарю ЦК КП(б)Б П.Пономаренко и секретарю Витебского областного комитета Стулову отчет о проделанной работе Витебского областного суда за подписью его председателя Гришченкова.
В нем, в частности, написано, что один из следователей НКВД, сержант госбезопасности Юрий Механик, снимая копию с программы организации, собственноручно приписал в заголовке «программа антисоветской молодежной организации «Три плюс икс»», чего в оригинале не было. Таким образом, название организации выдумано самим чекистом.
Далее шло описание методов работы Оршанского городского отдела Управления госбезопасности. Из него следовало, что члены организации «Три плюс икс» Кузнецов и Беккер были завербованы чекистами для активизации вялотекущей деятельности «тайного сообщества». Вся их работа осуществлялась с согласия и по заданию НКВД.
Таким образом, имела место провокация. Даже на последнее заседание организации, на котором были проведены аресты, некоторые бывшие друзья пришли безо всякой охоты, поддавшись настойчивым уговорам товарищей, поскольку еще с прошлого года потеряли интерес к «детским забавам».
Вся деятельность «антисоветской организации» полностью контролировалась и направлялась из НКВД. Ее членов специально заставляли участвовать в этой операции, чтобы потом со спокойной душой поставить их к стенке. Конечно, выполнив тем самым план по раскрытию заговоров и получив за это благодарности, награды и звания.
Только благодаря временному зигзагу «политики партии», которая изначально приветствовала именно такие методы работы. Молодым людям чудом удалось спастись от высшей меры наказания или колымских лагерей, которые еще год назад такая стандартная чекистская провокация им стопроцентно гарантировала. Тысячи подобных липовых дел проходили через «тройки» и «двойки», где приговоры «расстрелять» выдавались автоматически, без изучения самого дела.
К сожалению, ничего нам не известно о судьбе подростков, которые проходили по делу «Союза угнетенных крестьян», что упоминался в то же докладной записке. Вполне вероятно, что оно было сфабриковано по однотипному рецепту.
Что же касается судьбы единственного известного нам по делу «Три плюс Икс» оршанского мастера провокаций и фабрикации уголовных дел, сержанта госбезопасности Юрия Механика, то неизвестно, объявили ему тогда за подобное преступление хотя бы выговор. Известно лишь, что позже он пошел на повышение, получил государственные награды и дослужился до звания подполковника.