Кто на самом деле написал Пинскую Шляхту? Часть вторая

Кто на самом деле написал Пинскую шляхту. Часть первая

Принято считать, что автором знаменитого одноактного водевиля «Пинская шляхта» является классик белорусской литературы Винцент Дунин-Марцинкевич. Между тем, уже много десятилетий существует весьма аргументированная альтернативная точка зрения, согласно которой он просто физически не мог написать эту пьесу – ни по времени, ни по использованному редкому речевому диалекту. Если не Марцинкевич, то тогда кто?

Фото: oz.by

Пинскую шляхту написал Булгаковский

Прямых доказательств авторства Дмитрия Булгаковского нет. Однако есть несколько десятков аргументов в пользу этой версии. Приведем некоторые из них, поскольку на все попросту не хватит. Для начала отметим, что уехав из Купятичей и отказавшись от священного сана, он стал плодовитым светским писателем: в каталоге Российской национальной библиотеки список творческого наследия составляет 252 позиции.

В своих произведениях литератор описывает повседневный быт разных сословий. Например, в повести «Близнецы» дана критическая оценка разгульной жизни московской аристократии. В повести «В стороне от жизни» обличается духовенство и его пороки. Главная тема публицистики Булгаковского — борьба с пьянством и, как следствие, борьба за крепкую семью. Отметим, что автор «Пинской шляхты» также иронично и насмешливо относился к пьянству, а тема счастливой любви и семьи — одна из главных в пьесе.

Дмитрий родился в Ельце, что Орловской губернии, в 1843 году. В 1869-м окончил Минскую духовную семинарию. Первым местом служения была церковь в деревне Морочь, что в Мозырском районе. Год спустя перешел на кафедру пинской Свято-Федоровской церкви. Параллельно он занимался преподавательской деятельностью в уездном училище и в учительской семинарии, в котором обучал слушателей церковнославянскому и русскому языкам, а также писал учебные пособия по русской словесности для начальных школ.

Фото: ds04.infourok.ru Дмитрий Булгаковский

За несколько лет священнослужитель объездил всю Пинщину. Изучая ее, он собрал богатый фольклорный и этнографический материал, и уже к марту 1874 года был готов к публикации знаменитый сборник «Горожане». Булгаковский писал: «Язык песни, которая часто откликается глубокой русской стариной, так же, как и живая речь пинчанина, имея величайшее сходство с малороссийским наречием, заключает в себе массу таких старорусских, древнеславянских и церковнославянских слов, которые мы не находим ни белорусских, ни в малороссийских наречиях. В фонетике и грамматике диалекта встречают элементы, которых попросту не существует в классических говорах».

В феврале 1874 года Д.Булгаковский крайне неудачно для себя обменялся кафедрами с настоятелем Купятицкой церкви Ф.Дружиловским. Впоследствии ему пришлось неоднократно участвовать в нескольких тяжбах, которые перессорили со многими местными православными священниками, происходившими из пинской шляхты (Тарановичем, Михалевичем, Дружиловским, Окоронко и другими). Дальнейшее пребывание на Пинщине стало невозможным и ее пришлось покинуть. Вот вам и сугубо личные основания не любить знать за ее мелочность, жадность, тщеславие, страх и раболепие перед начальством.

Деревня Купятичи впервые упоминается летописи в 1182 году в связи с обретением некой девочкой Анной чудотворного креста с изображением Богородицы, которая станет для полешуков иконой Божией Матери Купятицкой. Несколько столетий здесь был своеобразный центр православия, существовал монастырь, а местное население гордилось своим прошлым и первозданной речью.

Место действия «Пинской шляхты» традиционно привязывают к Столинскому району, население которого, между тем, говорит на совершенно ином диалекте. Выпадает из логического ряда и желание Марыси утопиться в Припяти. Далековато. Для сельской девушки намного проще было бы добраться до Горыни.

Этот аргумент уравновешивают фамилии главных героев: Протосовицке, Липские, Ольпенские… Возможно, автор специально хотел запутать тех, кто мог бы его идентифицировать. Или свести личные счеты. Или просто использовал распространенные фамилии (например, в пинской гимназии преподавал учитель Ольпенский). И так далее.

Когда написана «Пинская шляхта»

Известный историк Александр Ельский в свое время указывал на 1866 год, но никаких документальных подтверждений не приводил. В этот временной период Дунину-Марцинкевичу было не до литературного творчества: только вышел из тюрьмы; проблемы в семье, со здоровьем, множество мелких жизненных неурядиц…

Он немного пришел в себя только через год. В 1867-м послал в правительственный «Виленский вестник» свою старую повесть «Былины, рассказы Наума-прибаутки», но переписанную кириллицей. Предложил газете постоянное сотрудничество. Это была не только попытка поправить свое материальное положение, но и сигнал о лояльности к власти. И его можно понять: надо было избавляться от полицейского надзора и что-то делать для спасения любимой дочери Камиллы, сосланной на десятилетнее поселение в Соликамск. Можно ли в подобной ситуации публиковать «Пинскую шляхту» и обрушиваться с критикой на судебную систему? Это все равно, что пилить сук, на котором сидишь.

Есть версия, что одноактный водевиль написан не ранее 1875 года, но и не 1879-го. Литературоведы могут возразить, опираясь на письмо Винцента Дунина-Марцинкевича к этнографу Яну Карловичу. В нем белорусский классик, в частности, пишет о том, что какой-то шляхтич везет в Вильнюс рукописи «Пинской шляхты». При этом он не говорит о них, как о собственном творчестве. К сожалению, это письмо не датировано. Однако, рукой Карловича начертана дата ответа — 11 января 1869 года.

Проблема в том, что во Львове хранятся два одинаковых письма от Марцинкевича Карловичу с пометками, разнящимися друг от друга на целое десятилетие. Они написаны на разной бумаге и почерк автора имеет существенные отличия. Документы составлены в разные годы. Можно предположить, что, перебирая архив много лет спустя, Карлович попросту перепутал даты написания писем и вместо «1879г.» написал «1869г.».

Косвенным подтверждением этой версии является обращение к адресату, как к большому знатоку народной литературы. По состоянию на 1869 год послужной список Карловича состоял всего из одной книги, посвященной истории Испании. К концу 70-х его перу уже принадлежали многие серьезные научные труды.
Есть еще один весомый аргумент в пользу даты написания после 1875 года. Типологически комедия близка к водевилю (из трех актов) украинца Марка Кропивницкого «Остались в дураках» 1875 года. Возможно, именно эта пьеса оказала влияние на автора «Пинской шляхты».

Думается, что нас впереди ждут новые сюрпризы и открытия в разгадке авторства «Пинской шляхты». Пусть это не Булгаковский, но точно и не Дунин-Марцинкевич.

Читайте нас в: