Кто на самом деле написал Пинскую шляхту. Часть первая
Принято считать, что автором знаменитого одноактного водевиля «Пинская шляхта» является классик белорусской литературы Винцент Дунин-Марцинкевич. Между тем, уже много десятилетий существует весьма аргументированная альтернативная точка зрения, согласно которой он просто физически не мог написать эту пьесу – ни по времени, ни по использованному редкому речевому диалекту. Если не Марцинкевич, то тогда кто?
Пинскую шляхту написал Булгаковский
Прямых доказательств авторства Дмитрия Булгаковского нет. Однако есть несколько десятков аргументов в пользу этой версии. Приведем некоторые из них, поскольку на все попросту не хватит. Для начала отметим, что уехав из Купятичей и отказавшись от священного сана, он стал плодовитым светским писателем: в каталоге Российской национальной библиотеки список творческого наследия составляет 252 позиции.
В своих произведениях литератор описывает повседневный быт разных сословий. Например, в повести «Близнецы» дана критическая оценка разгульной жизни московской аристократии. В повести «В стороне от жизни» обличается духовенство и его пороки. Главная тема публицистики Булгаковского — борьба с пьянством и, как следствие, борьба за крепкую семью. Отметим, что автор «Пинской шляхты» также иронично и насмешливо относился к пьянству, а тема счастливой любви и семьи — одна из главных в пьесе.
Дмитрий родился в Ельце, что Орловской губернии, в 1843 году. В 1869-м окончил Минскую духовную семинарию. Первым местом служения была церковь в деревне Морочь, что в Мозырском районе. Год спустя перешел на кафедру пинской Свято-Федоровской церкви. Параллельно он занимался преподавательской деятельностью в уездном училище и в учительской семинарии, в котором обучал слушателей церковнославянскому и русскому языкам, а также писал учебные пособия по русской словесности для начальных школ.
За несколько лет священнослужитель объездил всю Пинщину. Изучая ее, он собрал богатый фольклорный и этнографический материал, и уже к марту 1874 года был готов к публикации знаменитый сборник «Горожане». Булгаковский писал: «Язык песни, которая часто откликается глубокой русской стариной, так же, как и живая речь пинчанина, имея величайшее сходство с малороссийским наречием, заключает в себе массу таких старорусских, древнеславянских и церковнославянских слов, которые мы не находим ни белорусских, ни в малороссийских наречиях. В фонетике и грамматике диалекта встречают элементы, которых попросту не существует в классических говорах».
В феврале 1874 года Д.Булгаковский крайне неудачно для себя обменялся кафедрами с настоятелем Купятицкой церкви Ф.Дружиловским. Впоследствии ему пришлось неоднократно участвовать в нескольких тяжбах, которые перессорили со многими местными православными священниками, происходившими из пинской шляхты (Тарановичем, Михалевичем, Дружиловским, Окоронко и другими). Дальнейшее пребывание на Пинщине стало невозможным и ее пришлось покинуть. Вот вам и сугубо личные основания не любить знать за ее мелочность, жадность, тщеславие, страх и раболепие перед начальством.
Деревня Купятичи впервые упоминается летописи в 1182 году в связи с обретением некой девочкой Анной чудотворного креста с изображением Богородицы, которая станет для полешуков иконой Божией Матери Купятицкой. Несколько столетий здесь был своеобразный центр православия, существовал монастырь, а местное население гордилось своим прошлым и первозданной речью.
Место действия «Пинской шляхты» традиционно привязывают к Столинскому району, население которого, между тем, говорит на совершенно ином диалекте. Выпадает из логического ряда и желание Марыси утопиться в Припяти. Далековато. Для сельской девушки намного проще было бы добраться до Горыни.
Этот аргумент уравновешивают фамилии главных героев: Протосовицке, Липские, Ольпенские… Возможно, автор специально хотел запутать тех, кто мог бы его идентифицировать. Или свести личные счеты. Или просто использовал распространенные фамилии (например, в пинской гимназии преподавал учитель Ольпенский). И так далее.
Когда написана «Пинская шляхта»
Известный историк Александр Ельский в свое время указывал на 1866 год, но никаких документальных подтверждений не приводил. В этот временной период Дунину-Марцинкевичу было не до литературного творчества: только вышел из тюрьмы; проблемы в семье, со здоровьем, множество мелких жизненных неурядиц…
Он немного пришел в себя только через год. В 1867-м послал в правительственный «Виленский вестник» свою старую повесть «Былины, рассказы Наума-прибаутки», но переписанную кириллицей. Предложил газете постоянное сотрудничество. Это была не только попытка поправить свое материальное положение, но и сигнал о лояльности к власти. И его можно понять: надо было избавляться от полицейского надзора и что-то делать для спасения любимой дочери Камиллы, сосланной на десятилетнее поселение в Соликамск. Можно ли в подобной ситуации публиковать «Пинскую шляхту» и обрушиваться с критикой на судебную систему? Это все равно, что пилить сук, на котором сидишь.
Есть версия, что одноактный водевиль написан не ранее 1875 года, но и не 1879-го. Литературоведы могут возразить, опираясь на письмо Винцента Дунина-Марцинкевича к этнографу Яну Карловичу. В нем белорусский классик, в частности, пишет о том, что какой-то шляхтич везет в Вильнюс рукописи «Пинской шляхты». При этом он не говорит о них, как о собственном творчестве. К сожалению, это письмо не датировано. Однако, рукой Карловича начертана дата ответа — 11 января 1869 года.
Проблема в том, что во Львове хранятся два одинаковых письма от Марцинкевича Карловичу с пометками, разнящимися друг от друга на целое десятилетие. Они написаны на разной бумаге и почерк автора имеет существенные отличия. Документы составлены в разные годы. Можно предположить, что, перебирая архив много лет спустя, Карлович попросту перепутал даты написания писем и вместо «1879г.» написал «1869г.».
Косвенным подтверждением этой версии является обращение к адресату, как к большому знатоку народной литературы. По состоянию на 1869 год послужной список Карловича состоял всего из одной книги, посвященной истории Испании. К концу 70-х его перу уже принадлежали многие серьезные научные труды.
Есть еще один весомый аргумент в пользу даты написания после 1875 года. Типологически комедия близка к водевилю (из трех актов) украинца Марка Кропивницкого «Остались в дураках» 1875 года. Возможно, именно эта пьеса оказала влияние на автора «Пинской шляхты».
Думается, что нас впереди ждут новые сюрпризы и открытия в разгадке авторства «Пинской шляхты». Пусть это не Булгаковский, но точно и не Дунин-Марцинкевич.