Белорусская церковь: отобранная автономия. Часть 2

Белорусская церковь: отобранная автономия. Часть 1

Фото: ikony.by. Фрагмент иконы «Собор белорусских святых».

Меморандум трех

В середине июня 1922 года Мелхиседек прибыл в Москву. Столичная церковная жизнь его смутила и еще больше осложнила понимание происходящих процессов. Патриарх Тихон фактически находился под домашним арестом. Поговаривали, что, скорее всего, его расстреляют. Митрополит Сергий (будущий патриарх), совместно с двумя архиепископами публично признали «обновленческое» ВЦУ единой канонической православной властью, что оформили, в так называемом, «Меморандуме трех».

Сергий участвовал в хиротонии Мелхиседека и поэтому был для него, как и для всего русского духовенства, богословским авторитетом, мнение которого игнорировать было крайне сложно. Паевский выслушал своего наставника, но в раскол не пошел. Для православного верующего участие в расколе является одним из самых тяжких грехов. Позже митрополит Сергий принес покаяние патриарху Тихону за участие в «обновленчестве». Епископу Мелхиседеку каяться было не в чем.

Фото:/ru.wikipedia.org. Епископ Мелхиседек.

Документальных свидетельств о предложениях, полученных им в ОГПУ, нет. Исходя из общего контекста событий, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что ему предложили легализацию БПЦ в случае поддержки ВЦУ.

По возвращении в Минск благословил духовенство на обретение независимости от разрушительных процессов, происходящих в Москве. Первым шагом на этом пути должна была стать автономия Белорусской Православной Церкви в составе российской Церкви-матери.

Такое странное слово автономия

Слово «автономия» было популярным в среде белорусской партийной и творческой интеллигенции, а также среди верующих. В основном, оно звучало в сочетании со словом «национальная». Мелхиседек имел все основания полагать, что провозглашение автономии БПЦ будет поддержано сторонниками национально-культурной самобытности в государственном и партийном руководстве БССР.

17 июня 1922 года, когда епископ Мелхиседек еще находился в Москве, в центральные органы КП(б)Б поступил «Призыв к православным белорусам», авторы которого просили разрешения на распространение. Он был составлен на белорусском языке и подписан известными и уважаемыми людьми, среди которых были протоиерей Стефан Кульчицкий, протоиерей Владимир Бируля, писатель и преподаватель геологии и минералогии Михаил Громыко, общественный деятель и работник Наркомпроса Степан Некрашевич, доцент кафедры русской истории Белорусского университета Александр Савич, Якуб Колас и другие.

В тексте, в частности, говорилось: «В дни великого государственного переворота и революционного сдвига в России, среди шума и разрушения военных бурь, пронесшихся над нашим краем, родилась свободная Беларусь. Многострадальный народ на протяжении долгого исторического существования почти не знал доли, кроме доли раба, имел мужество вслух всем заявить, что он хочет жить свободно, подобно другим народам, работать на своей земле, создавать собственное счастье и благополучие. Чутко следя за судьбой национальной белорусской идеи, Церковь ждала того момента, когда разоренная вражескими нашествиями страна вздохнет свободно и приступит к культурной работе.

Момент этот наступил. Кровавый призрак войны, видимо, разошелся, и белорусский народ вступает в полосу мирного культурного строительства. А потому нами, православными белорусами, преданными Церкви и не забывших уроков истории, должно быть сделано то, что указывается самим ходом событий и представляется назревшим вопросом. Белорусская церковь в своей внутренней жизни должна встать на начала автономии, согласно церковным правилам и канонам … Православная церковь в Беларуси именно потому, что она белорусская, хочет отныне идти собственным путем … »
Партийная власть публикацию призыва не позволила.

Что дальше?

О том, как происходило создание автономии, изложено в докладе Мелхиседека Патриарху Тихону от 15 декабря 1923 года: «… Вопрос об автономии Белорусской церкви ненов. Он не раз поднимался в западнорусских церковных и общественных кругах. Можно сказать, что он давно уже назрел, и если не поднимался официально в полной мере, то только потому, что условия жизни Беларуси в последние годы часто менялись и усложняли общение с высшей церковной властью. Это не позволило провести его разрешение в должной последовательности и порядке.

Фото:поисков.рф. Мемориальная доска в память Мелхиседека на здании института теологии БГУ.

Настал 1922 год, когда Православная Церковь Российская попущением Божьим, вступила в полосу тяжелой смуты и разделения. Лишенная своего руководителя, раздираемая отсутствием внутреннего мира и единения, она переживает усиленный кризис на всем пространстве своем. В Беларуси этот кризис ощущается острее, чем где бы то ни было … »
Митрополит Мелхиседек сетовал, что в республике усилилась пропаганда католицизма и униатства — в то время, как православная церковь занята внутренними распрями. «Пропаганда эта приняла самые широкие размеры, простой народ дрогнул. Опасность положения стала очевидна».

«После неоднократного и тщательного обсуждения сложившейся ситуации, был твердо поставлен первоочередной вопрос об автономии Белорусской церкви, как наилучшего средства для решения нужд данного момента церковно-исторической жизни», — писал Мелхиседек.

«Особое общественное положение Беларуси как независимой республики, входящей в состав федерации (здесь есть свой ЦИК, свой Совнарком, в Москве имеется белорусское представительство при РСФСР и т.д.), дает возможность осуществления этого проекта, которое не противоречит церковным канонам. В основу проекта положены два постулата: 1) стремление сохранить, путем автономии, законную иерархию и 2) оказать противодействие пропаганде, которая приняла угрожающие размеры ».

Письменного ответа на свой доклад митрополит не получил. Среди российских иерархов не было сторонников образования самостоятельной Белорусской Православной Церкви. Мелхиседека обвинили «в самовольном присвоении чина» и «расколе».

Сам факт провозглашения Белорусской Митрополии совершился 23 июля 1922 года в Минском Кафедральном Соборе пред Божественной Литургией при огромном стечении народа. Верующие заполнили не только все внутреннее пространство, но и прилегающую площадь. После обычной встречи архиерей остановился на амвоне посреди церкви. Кафедральный протоиерей, приняв благословение, с солеи громко зачитал текст, в котором, в частности говорилось о том, что православная церковь, находящаяся в границах независимой Белоруссии, объявляет себя автономной и испрашивает на это благословение Православной Русской Церкви.

Поворот к автокефалии

С точки зрения советского законодательства митрополит Мелхиседек и возглавляемое им церковное Управление были абсолютно легитимны и могли формировать полноценную митрополию. И хотя территория Беларуси в этот период была невелика по сравнению с похожими образованиями в РСФСР, священник обратился в ВЦУ за разрешением на хиротонию трех новых епископов. Весной официальные бумаги были получены. Для участия в мероприятиях в Минск пригласили архиереев «старой формации», то есть, законных с точки зрения существовавшего церковного права. Это были два викарных епископа из Смоленской епархии — Венедикт (Алентов) и Феофан (Березкин). Оба считались «обновленцами», а, значит, «лояльными к Советской власти», что не вызвало ни подозрений, ни нареканий со стороны белорусских чекистов.

Фото:persons-info.com. Мелхиседек (Паевский) на смертном одре.

В 1924 году Михаила Паевского арестовали под надуманным предлогом сокрытия церковных ценностей от конфискации в пользу государства. Приговорили к условному сроку. Через год вновь задержали по тем же основаниям. Суд и условный срок. В 1927-м новый арест «за использование религии в антисоветских целях». Остался на свободе только потому, что согласился уйти в «григорианский раскол», созданный ОГПУ для развала Церкви изнутри. До 1931 года служил на Красноярской кафедре. Скоропостижно скончался от сердечного приступа в Москве.

7 апреля 1925 умер патриарх Тихон. Официального решения по вопросу образования автономной Белорусской митрополии он так и не принял. В ПРЦ начался период полного безвластия.

Процесс национального самоопределения, который набрал темп к концу 20-х годов, вынудил тогдашнее партийно-советское руководство республики по-другому взглянуть на роль Церкви. Негласный сигнал был понят белорусским духовенством, которое, не дождавшись автономии от ПРЦ, приняло решение о подготовке к автокефалии БПЦ. Но это уже другая история.

Читайте нас в: