Как БССР стала одним из основателей ООН

БССР входит в число 51-го государства, представители которых в Сан-Франциско 26 июня 1945г подписали Устав ООН.

Флаг Организации Объединенных Наций. Фото: cdn5.wn.com

Это общеизвестный факт, который неизбежно порождает массу вопросов и самый главный из них состоит в полном отсутствии у него хоть какого-нибудь правового основания. Белорусская ССР не была самостоятельной державой, а входила в состав Советского Союза, который также является соучредителем Организации Объединенных Наций. Как такое возможно?

Есть версия, согласно которой Беларусь и Украину включили в «список основателей» за особый вклад в победу над Германией. Тогда почему проигнорировали РСФСР? Неужели участие русского народа во Второй мировой войне настолько незначительно, что он не удостоился одинаковой чести с белорусами и украинцами? Это полный бред, поскольку косвенно оскорбляет все многочисленные нации и народности СССР. В годы Великой Отечественной у каждого человека было свое Куликово поле, на котором он сражался с врагом. Как точно сказал известный поэт: «С металла ценности одной медаль за труд, медаль за бой».

Получается, что в 1945 году Беларусь обладала всеми атрибутами государственности, признанными мировым сообществом, в числе которых собственные вооруженные силы, а также полная свобода внешней политики, предусматривавшая право заключать международные договоры и союзы. Соответствующие положения обязаны присутствовать в Конституции Республики. Только в этом случае наша страна имела неоспариваемое право ставить подпись под Уставом ООН.

Даже в современных учебниках истории о независимой Беларуси сталинского периода ни сказано, ни слова. Это одно из «белых пятен», которое мы сейчас разукрасим для наших читателей.

Игры в государственность

Ближе к концу 1943 года в ходе войны четко обозначился коренной перелом. У стран антигитлеровской коалиции не осталось сомнений в скорой победе над Германией. Министры иностранных дел осенью в Москве и главы государств зимой в Тегеране приступили к обсуждению послевоенного обустройства мира. В качестве одного из структурных элементов было предложено создать ООН, которая взяла бы на себя функцию обеспечения коллективной безопасности.

Иосиф Сталин — вождь народов СССР. Фото: vsevgallery.com

Когда идею начали реализовывать, то сразу стало очевидно, что международная организация станет новой ареной борьбы интересов СССР, Великобритании и США. При этом Советский Союз явно оказывается в проигрышной позиции. Чтобы как-то выровнять шансы, Москва предлагает включить в состав ООН свои республики в качестве полноправных самостоятельных членов и ссылается на наличие среди стран-участников британских доминионов.

Инициатива Кремля вызвала полное недоумение в Вашингтоне и Лондоне, поскольку республики СССР де-юре государствами не являлись, в отличие, например, от Канады, которая в этот временной период входила в британское Содружество в качестве независимого члена. Претензии были вполне обоснованными, поэтому в ответ Сталин создает Содружество Независимых Государств, вносит коррективы в республиканские Конституции и учреждает наркоматы обороны и иностранных дел.

Первое СНГ было создано в 1944 году

28 января 1944г. газета «Правда» выходит с передовицей об историческом решении Пленума ЦК ВКП(б), принявшего предложение союзного Совнаркома по расширению прав республик в сфере внешней политики и обороны. Верховный Совет СССР в этот же день принимает сразу два закона: «О воинских формированиях союзных республик» и «О полномочиях республик в сфере внешних отношений». На их основании вносятся изменения во все конституции страны. Необходимость кардинальных перемен объясняют «торжеством сталинской национальной политики».

Трансформация ключевых министерств из общесоюзных в национальные ведомства, конечно, могла бы вызвать неподдельный интерес у рядовых граждан страны. Однако, читатель должен понимать, что речь идет о зиме 1944 года, а территорию БССР очистили от оккупантов только летом этого же года. Проблемы были другими. Возможно поэтому, очевидные нестыковки заявлений и решений стали явственно видны лишь сегодня с высоты прошедших десятилетий.

Во-первых, «очередной Пленум» был в своем роде уникальным. В годы войны политбюро не собиралось вообще, поскольку управление страной было передано Ставке верховного главнокомандования, а партийные съезды не собирались в период 1939…1952гг. Во-вторых, удивляет поразительная молниеносность кардинальных изменений в законодательстве, что нехарактерно для неповоротливой советской бюрократической машины. В-третьих, нововведения полностью противоречили существовавшей политике планомерного уничтожения национальных традиций и менталитетов, которые были объявлены «сепаратистскими» и «нацистскими» («нацизм» — это крайняя, радикальная форма «национализма»).

Наконец, принятые решения противоречили непоколебимой позиции самого Сталина, категорически отвергшего предложение руководства Советской Белоруссии сохранить за республиками, подписывающими Союзный договор, право на самостоятельную торговлю и международные отношения.

Бумажные наркоматы

Наркоматы иностранных дел, учрежденные на основании решения Пленума ЦК, просуществовали до 1946 года. Тысячи чиновников получали зарплаты и усиленные пайки за то, что ничего не делали. Они, конечно, выдвигали инициативы об установлении дипломатических отношений с Монголией и «странами народной демократии» Восточной Европы, но по привычке ждали одобрения Москвы, которая не реагировала на многочисленные запросы и обращения. «Кипучая» деятельность национальных МИД не имела практического смысла, но сопровождалась огромными расходами скудного государственного бюджета, в котором всё отдавалось фронту и победе.

Что касается республиканских наркоматов обороны и собственных армий, то в Беларуси они существовали только на бумаге. Единственным исключением из общего правила стала Украина. В марте 1944 года генерала В.П.Герасименко назначили народным комиссаром обороны. Была разработана отдельная структура Вооруженных Сил страны и сформирован штат наркомата. Историки объясняют подобную эксклюзивность необходимостью частично удовлетворить навязчивые запросы западных союзников по коалиции на положительное решение, так называемого, «украинского вопроса». Фактически они стремились создать у границ СССР подконтрольное марионеточное государство на основе формирований УПА-УНСО.

«Армейские игры» продолжались до весны 1946 года. Генерал Герасименко, неожиданно вставший на одну ступеньку со Сталиным, отнесся к своему назначению вдумчиво и ответственно. Он искренне стремился сделать нечто полезное для Украины, но точно не знал, что именно. Примерно через год его перевели в Прибалтийский военный округ на нижестоящую должность, а министерство обороны тихо ликвидировали.

В обмен на еврейское государство

Игру в Содружество Независимых Государств закончили по факту утраты надобности. В основатели ООН удалось «протиснуть» только две из пятнадцати союзных республик. Кремль ликвидировал все «бумажные» символы национальной независимости, не задумываясь о последствиях. Формально, БССР и УССР, согласно Уставу, должны были исключить из Организации Объединенных Наций, поскольку они утратили атрибуты государственности. Однако, этого не произошло. Возникает закономерный вопрос – почему?

Ответ неожиданно нашелся в архивах американского Госдепартамента, открытых для общего доступа совсем недавно. Из материалов следует, что англичане были категорически против включения в состав ООН всех без исключения республик СССР, как самостоятельных участников. Позиция США в этом вопросе была более гибкой. На нее традиционно оказывали влияние крупные финансовые структуры, управляемые представителями еврейской диаспоры.

Именно они негласно предложили Сталину создать на части территорий Беларуси и Украины независимое еврейское государство со столицей в Гомеле. На послевоенное восстановление Гомельской, Могилевской, Черниговской и некоторых других областей выделялись сотни миллионов долларов. Было обещано создание современной промышленности, сельского хозяйства, развитие дорожной сети и строительство иных инфраструктурных объектов. Кроме этого, все участники войны, независимо от национальности, получали достойное пенсионное обеспечение и солидные социальные льготы.

Это была не гипотетическая идея, а детально проработанная концепция, практическая реализация которой была вполне возможна. Тем более, что под эти цели закладывались поистине астрономические финансовые и материальные ресурсы. Напомним, что на упомянутых землях на протяжении столетий проживало порядка 75% всех евреев планеты. Вполне могло сложиться, что сегодня Израиль находился бы совсем в другом месте.

Москва, преследуя свои цели, не отказала, а выразила искреннюю заинтересованность в дальнейшем подробном обсуждении темы. В итоге в обмен на гипотетическую Еврейскую автономию Советский Союз провел в учредители ООН две своих республики – БССР и УССР. Американцы оказали давление на англичан, вынудив их согласиться со своей точкой зрения.

Их стратегический замысел понятен – еврейское государство формально могло быть создано лишь на территории независимых стран, свободных в принятии подобных решений. Впоследствии, это существенно упрощало рабочие процессы и международное признание.

Белорусскую и Украинскую ССР не исключили из ООН в 1946 году после утраты эфемерной государственности, только потому, что Советский Союз к этому времени уже принимал самое активное участие в создании Израиля, который, как известно, появился на картах мира в 1947 году. Американские евреи оказались благодарными, и вопрос членства больше никогда в повестку дня не выносился.

Примечательно, что потребовалась еще половина столетия, чтобы СССР распался на отдельные самостоятельные государства. Остается только фантазировать, в какую сторону пошел исторический процесс, если бы в число основателей ООН вошли все 15 «независимых» союзных республик на основе реальной, а не формальной государственности. Чисто теоретически, они обладали примерно теми же правами, что и европейские страны «социалистического лагеря», то есть, Польша, Чехословакия, Югославия, Венгрия, ГДР и так далее. С этой точки зрения, всё, произошедшее в 1991 году, можно считать не новым, а хорошо забытым старым. Наконец-то решения январского Пленума ЦК от 1944 года смогли воплотить в жизнь.

Читайте нас в: