БССР входит в число 51-го государства, представители которых в Сан-Франциско 26 июня 1945г подписали Устав ООН.
Это общеизвестный факт, который неизбежно порождает массу вопросов и самый главный из них состоит в полном отсутствии у него хоть какого-нибудь правового основания. Белорусская ССР не была самостоятельной державой, а входила в состав Советского Союза, который также является соучредителем Организации Объединенных Наций. Как такое возможно?
Есть версия, согласно которой Беларусь и Украину включили в «список основателей» за особый вклад в победу над Германией. Тогда почему проигнорировали РСФСР? Неужели участие русского народа во Второй мировой войне настолько незначительно, что он не удостоился одинаковой чести с белорусами и украинцами? Это полный бред, поскольку косвенно оскорбляет все многочисленные нации и народности СССР. В годы Великой Отечественной у каждого человека было свое Куликово поле, на котором он сражался с врагом. Как точно сказал известный поэт: «С металла ценности одной медаль за труд, медаль за бой».
Получается, что в 1945 году Беларусь обладала всеми атрибутами государственности, признанными мировым сообществом, в числе которых собственные вооруженные силы, а также полная свобода внешней политики, предусматривавшая право заключать международные договоры и союзы. Соответствующие положения обязаны присутствовать в Конституции Республики. Только в этом случае наша страна имела неоспариваемое право ставить подпись под Уставом ООН.
Даже в современных учебниках истории о независимой Беларуси сталинского периода ни сказано, ни слова. Это одно из «белых пятен», которое мы сейчас разукрасим для наших читателей.
Игры в государственность
Ближе к концу 1943 года в ходе войны четко обозначился коренной перелом. У стран антигитлеровской коалиции не осталось сомнений в скорой победе над Германией. Министры иностранных дел осенью в Москве и главы государств зимой в Тегеране приступили к обсуждению послевоенного обустройства мира. В качестве одного из структурных элементов было предложено создать ООН, которая взяла бы на себя функцию обеспечения коллективной безопасности.
Когда идею начали реализовывать, то сразу стало очевидно, что международная организация станет новой ареной борьбы интересов СССР, Великобритании и США. При этом Советский Союз явно оказывается в проигрышной позиции. Чтобы как-то выровнять шансы, Москва предлагает включить в состав ООН свои республики в качестве полноправных самостоятельных членов и ссылается на наличие среди стран-участников британских доминионов.
Инициатива Кремля вызвала полное недоумение в Вашингтоне и Лондоне, поскольку республики СССР де-юре государствами не являлись, в отличие, например, от Канады, которая в этот временной период входила в британское Содружество в качестве независимого члена. Претензии были вполне обоснованными, поэтому в ответ Сталин создает Содружество Независимых Государств, вносит коррективы в республиканские Конституции и учреждает наркоматы обороны и иностранных дел.
Первое СНГ было создано в 1944 году
28 января 1944г. газета «Правда» выходит с передовицей об историческом решении Пленума ЦК ВКП(б), принявшего предложение союзного Совнаркома по расширению прав республик в сфере внешней политики и обороны. Верховный Совет СССР в этот же день принимает сразу два закона: «О воинских формированиях союзных республик» и «О полномочиях республик в сфере внешних отношений». На их основании вносятся изменения во все конституции страны. Необходимость кардинальных перемен объясняют «торжеством сталинской национальной политики».
Трансформация ключевых министерств из общесоюзных в национальные ведомства, конечно, могла бы вызвать неподдельный интерес у рядовых граждан страны. Однако, читатель должен понимать, что речь идет о зиме 1944 года, а территорию БССР очистили от оккупантов только летом этого же года. Проблемы были другими. Возможно поэтому, очевидные нестыковки заявлений и решений стали явственно видны лишь сегодня с высоты прошедших десятилетий.
Во-первых, «очередной Пленум» был в своем роде уникальным. В годы войны политбюро не собиралось вообще, поскольку управление страной было передано Ставке верховного главнокомандования, а партийные съезды не собирались в период 1939…1952гг. Во-вторых, удивляет поразительная молниеносность кардинальных изменений в законодательстве, что нехарактерно для неповоротливой советской бюрократической машины. В-третьих, нововведения полностью противоречили существовавшей политике планомерного уничтожения национальных традиций и менталитетов, которые были объявлены «сепаратистскими» и «нацистскими» («нацизм» — это крайняя, радикальная форма «национализма»).
Наконец, принятые решения противоречили непоколебимой позиции самого Сталина, категорически отвергшего предложение руководства Советской Белоруссии сохранить за республиками, подписывающими Союзный договор, право на самостоятельную торговлю и международные отношения.
Бумажные наркоматы
Наркоматы иностранных дел, учрежденные на основании решения Пленума ЦК, просуществовали до 1946 года. Тысячи чиновников получали зарплаты и усиленные пайки за то, что ничего не делали. Они, конечно, выдвигали инициативы об установлении дипломатических отношений с Монголией и «странами народной демократии» Восточной Европы, но по привычке ждали одобрения Москвы, которая не реагировала на многочисленные запросы и обращения. «Кипучая» деятельность национальных МИД не имела практического смысла, но сопровождалась огромными расходами скудного государственного бюджета, в котором всё отдавалось фронту и победе.
Что касается республиканских наркоматов обороны и собственных армий, то в Беларуси они существовали только на бумаге. Единственным исключением из общего правила стала Украина. В марте 1944 года генерала В.П.Герасименко назначили народным комиссаром обороны. Была разработана отдельная структура Вооруженных Сил страны и сформирован штат наркомата. Историки объясняют подобную эксклюзивность необходимостью частично удовлетворить навязчивые запросы западных союзников по коалиции на положительное решение, так называемого, «украинского вопроса». Фактически они стремились создать у границ СССР подконтрольное марионеточное государство на основе формирований УПА-УНСО.
«Армейские игры» продолжались до весны 1946 года. Генерал Герасименко, неожиданно вставший на одну ступеньку со Сталиным, отнесся к своему назначению вдумчиво и ответственно. Он искренне стремился сделать нечто полезное для Украины, но точно не знал, что именно. Примерно через год его перевели в Прибалтийский военный округ на нижестоящую должность, а министерство обороны тихо ликвидировали.
В обмен на еврейское государство
Игру в Содружество Независимых Государств закончили по факту утраты надобности. В основатели ООН удалось «протиснуть» только две из пятнадцати союзных республик. Кремль ликвидировал все «бумажные» символы национальной независимости, не задумываясь о последствиях. Формально, БССР и УССР, согласно Уставу, должны были исключить из Организации Объединенных Наций, поскольку они утратили атрибуты государственности. Однако, этого не произошло. Возникает закономерный вопрос – почему?
Ответ неожиданно нашелся в архивах американского Госдепартамента, открытых для общего доступа совсем недавно. Из материалов следует, что англичане были категорически против включения в состав ООН всех без исключения республик СССР, как самостоятельных участников. Позиция США в этом вопросе была более гибкой. На нее традиционно оказывали влияние крупные финансовые структуры, управляемые представителями еврейской диаспоры.
Именно они негласно предложили Сталину создать на части территорий Беларуси и Украины независимое еврейское государство со столицей в Гомеле. На послевоенное восстановление Гомельской, Могилевской, Черниговской и некоторых других областей выделялись сотни миллионов долларов. Было обещано создание современной промышленности, сельского хозяйства, развитие дорожной сети и строительство иных инфраструктурных объектов. Кроме этого, все участники войны, независимо от национальности, получали достойное пенсионное обеспечение и солидные социальные льготы.
Это была не гипотетическая идея, а детально проработанная концепция, практическая реализация которой была вполне возможна. Тем более, что под эти цели закладывались поистине астрономические финансовые и материальные ресурсы. Напомним, что на упомянутых землях на протяжении столетий проживало порядка 75% всех евреев планеты. Вполне могло сложиться, что сегодня Израиль находился бы совсем в другом месте.
Москва, преследуя свои цели, не отказала, а выразила искреннюю заинтересованность в дальнейшем подробном обсуждении темы. В итоге в обмен на гипотетическую Еврейскую автономию Советский Союз провел в учредители ООН две своих республики – БССР и УССР. Американцы оказали давление на англичан, вынудив их согласиться со своей точкой зрения.
Их стратегический замысел понятен – еврейское государство формально могло быть создано лишь на территории независимых стран, свободных в принятии подобных решений. Впоследствии, это существенно упрощало рабочие процессы и международное признание.
Белорусскую и Украинскую ССР не исключили из ООН в 1946 году после утраты эфемерной государственности, только потому, что Советский Союз к этому времени уже принимал самое активное участие в создании Израиля, который, как известно, появился на картах мира в 1947 году. Американские евреи оказались благодарными, и вопрос членства больше никогда в повестку дня не выносился.
Примечательно, что потребовалась еще половина столетия, чтобы СССР распался на отдельные самостоятельные государства. Остается только фантазировать, в какую сторону пошел исторический процесс, если бы в число основателей ООН вошли все 15 «независимых» союзных республик на основе реальной, а не формальной государственности. Чисто теоретически, они обладали примерно теми же правами, что и европейские страны «социалистического лагеря», то есть, Польша, Чехословакия, Югославия, Венгрия, ГДР и так далее. С этой точки зрения, всё, произошедшее в 1991 году, можно считать не новым, а хорошо забытым старым. Наконец-то решения январского Пленума ЦК от 1944 года смогли воплотить в жизнь.