Летом 1961 года шведская станция контроля воздушного пространства зафиксировала радиоактивное облако, возникшее над территорией Беларуси. Четверть века спустя она же известила западный мир об аварии на Чернобыльской АЭС. Другими словами, этой информации можно доверять. Ею моментально заинтересовались иностранные разведки и активизировали работу агентуры по данному направлению.
Два года спустя, бывший полковник ГРУ О.Пеньковский, давший добровольное согласие на сотрудничество с ЦРУ, в ходе предварительного следствия рассказал, что его новые хозяева интересовались секретным полигоном «Мерлин», который находился в Брестской области в районе Ольманских болот. Они хотели знать, какое вооружение там испытывает Советский Союз. Перебежчика расстреляли, но тайна осталась. Хранят ее уже без малого половину столетия.
Непроходимые топи в лесной глуши
Уникальность Ольманских болот заключается в отсутствии цивилизации. На десятки километров вокруг простираются непроходимые лесные буреломы и болота. Сделал неосторожный шаг, качнулся вперед и окажешься в гиблой трясине, замаскированной тонким ковром мха. Выбраться из ее объятий удается не каждому. Встречаются «окна» чистой воды, где трехметровые жерди без сопротивления проваливаются вниз на всю длину. Повсюду громадные полчища всевозможных кровососов. И пугающая тишина. От такой обстановки нервы натянуты, как струны, готовые разорваться в любую секунду.
Изначально здесь находились охотничьи угодья Радзивиллов. В середине 1920-х плодородные земли поделили на наделы, которые могли приобретать все желающие. Спрос был. Переселенцы приехали из разных мест, поэтому общались между собой на смеси белорусского, польского, украинского, русского и прочих языков. Появились, так называемые, «Мерлинские хутора».
Местные старожилы говорят, что без проводника на болота лучше не ходить. Перед приходом Советской власти в 1939 году часть жителей ушла вглубь территории, и вышла к людям только два десятилетия спустя. Найти их не могли ни свои, ни чужие.
Под грифом «Совершенно секретно»
Летом 1959 года было принято решение о создании в этом районе военного полигона для испытаний некого современного оружия. Начали завозить специальную технику, мишени, обустраивать наблюдательные вышки и прочую инфраструктуру. На болотах появились колонны списанных танков, автомобилей, артиллерии, возникли вертолетные площадки и так далее.
В некий час «Х» объект начали использовать по прямому предназначению. Жители одной из деревень, находящейся примерно за 100 километров от полигона, до сих пор отчетливо помнят необычайно красивые и яркие всполохи, освещавшие облака. Этакое своеобразное «северное сияние», от которого было невозможно отвести взгляд.
Однажды случилось что-то экстраординарное и местное население стали спешно отселять. Что конкретно произошло, как тогда говорили, «знает тот, кому это положено знать». В этой связи следует вспомнить один «хорошо забытый момент». В 1974 году издательство «Атомиздат» ограниченным тиражом, не превышавшим полторы тысячи экземпляров, для служебного пользования выпустило результаты научных исследований «Влияние цезия-137 на человека и окружающую среду».
Авторы на протяжении 1968-73гг работали в районе Ольманских болот — анализировали почву, воду, воздух, а также состояние наиболее характерных представителей растительного и животного мира. Собранные материалы были представлены в виде графиков и диаграмм.
Конкретные выводы ученых сегодня доподлинно неизвестны, поскольку весь тираж был изъят из служебных библиотек и уничтожен. Это дает основания полагать, что широкое распространение сведений, содержавшихся в книге, было крайне нежелательным.
Массовое переселение народа
Осенью 1961 года на Мерлинские хутора, а также в близлежащие деревни Колки, Колбики, Рубрин и Храпунь приехали военные грузовики. Генерал, руководивший операцией, отвел полчаса на сборы и разрешил взять с собой лишь самое необходимое. В него полетели камни и злые проклятия. Под угрозой применения оружия люди со слезами на глазах собирали нехитрые пожитки, чтобы навсегда покинуть родные места.
«Мерлинцев» в прямом смысле слова развезли по всем четырем сторонам света. Одни оказались на украинских землях, другие — в Казахстане, кто-то – в Столине, а кто-то совсем рядом – в Лунинецком районе. По прямой линии — километров тридцать, а по дороге – раз в пять больше. Самая большая «диаспора» собралась в поселке Полесском. В общей сложности она заняла почти три улицы.
Старики рассказывают, что о причинах отселения никто ничего не знал, и не понимал. Не связывали с полигоном и малоизвестные в тот временной период онкологические заболевания, которые стали косить выселенцев одного за другим. Но поскольку все проживали компактно и хорошо помнили, как говорят, и отцов, и дедов, то после Чернобыля стали задумываться об общих чертах событий, разнесенных между собой на четверть века.
Аварийный взрыв термоядерной бомбы
Поскольку архивы, способные пролить свет истины на события давно минувших дней, для журналистов закрыты, то пустующее информационное пространство активно заполняют догадки, слухи и домыслы. Версий много.
Одной из них является аварийный взрыв экспериментального термоядерного боеприпаса относительно малой мощности. Поверить в это можно, поскольку существует длинный ряд неоспариваемых фактов, которые последовательно складываются в логическую цепочку, как кубики LEGO. Судите сами.
Официальные источники сообщают, что в октябре 1961 года СССР испытал самую мощную в мире термоядерную (водородную) бомбу, в основе которой лежала энергия, выделяющаяся в результате синтеза легких ядер. Среди поражающих факторов ударная волна, проникающая радиация, световое излучение и радиоактивное заражение.
Изделие АН602 создали еще в середине 1950-х годов. Его «отцом» считается Андрей Сахаров, получивший за свою работу Звезду Героя Соцтруда. Помимо него в группу входил Юрий Бабаев, Виктор Адамский, Юрий Смирнов и Юрий Трунов. Кодовое название проекта «Иван». В узких кругах его еще называли «Кузькина мать». В 1959 году советский генсек Никита Хрущев с трибуны ООН сделал громкое заявление, в котором, в частности, сказал: «СССР располагает вооружениями, применение которых будет иметь для противника самые тяжелые последствия. Мы вам еще покажем кузькину мать!».
Изначально разработчики планировали создать авиабомбу массой в 40 тонн. Однако, идея была сразу отвергнута, поскольку даже самый мощный стратегический бомбардировщик Ту-95 попросту не смог бы справиться с подобной нагрузкой. Оптимальное решение искали на протяжении 1955-58гг и в окончательном варианте получили сигарообразный форм-фактор диаметров 2м и весом 26т.
Самолет все равно пришлось дорабатывать, поскольку подобная «конфета» не помещалась в бомболюк. Модифицированный дальний бомбардировщик получил обозначение Ту-95-202. Для обеспечения безопасности пилотов и носителя изделие снабдили многокупольной парашютной системой, которая должна была замедлить падение настолько, чтобы самолет смог отойти на безопасное расстояние.
К 1959 году все было готово к испытаниям, но в отношениях Москвы и Вашингтона началась «оттепель» и «термоядерную дубину» решили на время отложить. Ту-95-202 сначала использовали для обучения летного состава, а потом и вовсе перестали обслуживать, что неизбежно привело к списанию на металлолом.
В 1961 году начался новый виток «холодной войны» и актуальность испытаний «супербомбы» вновь получила высший приоритет. После принятия соответствующего постановления Правительства в КБ-11 начались авральные работы над серьезно модифицированным «изделием 602». Первоначальную мощность заряда значительно снизили, что позволило уменьшить габаритные размеры боеприпаса и его массу. В конечном итоге он стал помещаться в серийный дальний бомбардировщик Ту-16.
Собственно, это и есть ключевой момент нашего повествования. Самолеты данного типа базировались в Белоруссии на аэродромах Бобруйск, Мачулищи и Барановичи. Вполне вероятно, что для проведения экспериментального бомбометания оборудовали искомый полигон в Ольманских болотах. Боевые части, естественно, снимали, но и помимо них в изделии находилось немало радиоактивных компонентов. Эксперименты, проводимые в спешке, всегда сопровождаются форс-мажорными событиями. Описываемый случай, по всей видимости, исключением из правил не явился.
Что касается официальной версии испытаний, то два бомбардировщика Ту-95 и Ту-16 с термоядерным оружием на борту перелетели на аэродром подскока в Мурманской области, и 30.10.1961г. осуществили боевой вылет в район архипелага Новая земля. В 11.33 ведущий совершил сброс изделия с высоты 10.500м, которое взорвалось на отметке 4.000м. Вспышка была видна с расстояния в тысячу километров. На полигоне, расположенном в 400км от эпицентра, взрывная волна разбросала тяжелые танки, как спичечные коробки. Она же вызвала сейсмическую активность в земной коре, импульс которой трижды обогнул земной шар.
Поскольку земли в районе Ольманских болот уже подверглись радиационному загрязнению, то впоследствии на протяжении трех десятков лет здесь, по одной из версий, не только испытывали тактическое ядерное вооружение, но и проводили практические научные исследования в данной области. Сегодня территорию полигона можно считать открытой для посещения, если на время забыть, что речь идет о пограничной зоне. А вот бывшие Мерлинские хутора строго охраняются. Въезд запрещен даже для жителей, у которых за колючей проволокой остались могилы предков. Повсюду висят знаки радиоактивного заражения.
Демилитаризация Ольман
После развала СССР «боевые действия» на полигоне прекратились. Военные ушли, но оставили после себя «очень много ценного». Время было голодное, поэтому в своеобразной «демилитаризации» приняло участие все население в округе. Надо заметить, что десятилетия активных стрельб из систем самой разной мощности и бомбометаний предали местности некие футуристические космические очертания, а танки, бронетранспортеры и прочую технику превратили в груды покореженного металла. Собственно, по этой причине нет ничего удивительного в том, что люди утащили всё, что смогли. По экспертным оценкам, туристической ценности местность не представляет.
В 1998 году Правительство образовало в Столинском районе республиканский ландшафтный заказник «Ольманские болота». Со своей стороны Министерство обороны в этом же году и на этом же месте создало авиационный полигон «Полесский», который, кстати, активно использует по прямому назначению и в наши дни. Тренируются зенитчики, ракетчики и прочие боеспособные подразделения белорусской армии.
Несмотря на очевидную опасность, местные жители с обеих сторон границы принимают самое активное участие в сборе ягоды. Надо понимать, что дары леса он собирали, что называется, «испокон веку», поэтому «условности» в виде государственной границы их мало интересуют. Дело дошло до того, что во избежание конфликтных ситуаций Президент в 2011 году отдельным указом разрешил гражданам соседнего государства собирать ягоду на территории Беларуси. Взаимностью они, кстати, не отвечают.
С украинской стороны практически вплотную к границе находятся 4 деревни, в которых на сегодняшний день проживает около двух тысяч человек. Работы нет. Семьи многодетные, поскольку основная часть населения исповедует баптизм. Основной источник дохода — сбор клюквы, который в сезон идет круглосуточно.
О его масштабах говорит количество ежедневное количество «гостей». По итогам прошлого года оно превысило 1.500 человек. Для промышленного сбора используют запрещенные гребенки, что неизбежно приводит к биоценозу. Клюквы из года в год становится все меньше. Ей на смену приходят бесполезные, сорные растения. Экологи говорят, что грибы и ягоды сильно фонят. Принимать их в пищу без дополнительной обработки опасно.