Петра Машерова убили?

Четвертого октября 1980г. на загородной трассе правительственный лимузин, в котором находился Первый секретарь ЦККПБ П.М. Машеров, его личный телохранитель и водитель, совершил лобовое столкновение с грузовиком ГАЗ-53Б выехавшим на полосу встречного движения. Сопровождающие лица погибли на месте, а белорусский лидер, когда его смогли извлечь из машины, в одночасье ставшей грудой покореженного металла, еще некоторое время жил. Он скончался по дороге в ближайшую районную больницу. Петра Мироновича искренне любили и уважали, поэтому горе было всенародным.

Следствие, проведенное по горячим следам, состава умышленного преступления в действиях шофера Н. Пустовита не нашло, поэтому происшествие решили считать несчастным случаем, произошедшим в результате рокового стечения обстоятельств. Действительно, Машеров не любил помпезных кортежей и заранее никогда не ставил в известность ГАИ о маршрутах своих передвижений. То есть, фактически пренебрегал вопросами обеспечения личной безопасности. На том и порешили.

Пётр Миронович Машеров. Фото: content.onliner.by

Между этим, фатальной аварии предшествовали трудно объяснимые события, которые следствием не рассматривались, поскольку имели к делу лишь опосредованное отношение. И, тем не менее. Например, весьма странной выглядит замена руководителя КГБ Белоруссии, произошедшая всего за десять дней до автокатастрофы. Прежнего председателя – Я.Никулкина – торжественно проводили на пенсию, а на его место из Новосибирска прислали генерала В.Балуева, который до этого в Беларуси никогда не был. Безопасность первых лиц такого масштаба не обеспечивал.

Незадолго до трагедии на повышение отправили полковника Сазонкина — начальника личной охраны П. Машерова. И, наконец, правительственный броневик «ЗИЛ» неожиданно потребовал ремонта, и его заменили представительским «ЗИМ-111Г». Эта машина хотя и выглядит солидно, но никакой дополнительной защиты не имеет.

Данный факт был выявлен во время покушения советского офицера В.Ильина на Л.Брежнева в 1969 году. Он открыл огонь из двух пистолетов по кортежу, въезжавшему в Боровицкие ворота Кремля. В машине, которую он выбрал в качестве цели, находился не Генсек, а космонавты Леонов, Береговой, Терешкова и Николаев. Благо, никто не погиб, но водитель был ранен. Тогда было принято решение пересадить высшее руководство страны и лидеров республик на «броневики».

Свою эффективность они доказали на деле. Однажды в машину А.Н. Косыгина (председателя правительства СССР) на полном ходу влетела «Волга» ГАЗ-21, которую в народе по причине большой массы и толстого металла корпуса называют «танком». Так вот, она превратилась в «лепешку», а «членовоз», как говорят в подобных случаях, отделался легким испугом. Данное обстоятельство дает все основания предполагать, что окажись П. Машеров в «ЗИЛу» — вероятно, остался бы живым. Однако, шанса на спасение ему не дали.

Незадолго до смерти в январе 2019 года А.И.Лукьянов (1930-2019гг), знавший все секреты «кремлевской кухни», рассказал преподавателям истории российской ВШЭ неудобную правду о событиях 1976-1982 годов, которую скрывали более 40 лет. Поэтому ненадолго отложим этот неприятный момент и вернемся в теплую осень 80-го, которая навсегда потеряла свое очарование.

Трасса Брест-Москва. 04.10.1980г. 15:04

По направлению из города на предписанной скорости в районе 120км/час по осевой линии несется правительственный кортеж, состоящий из авангардной машины ГАИ, лимузина и еще одного автомобиля Госавтоинспекции, который замыкает колонну. Во встречном направлении двигаются одиночные транспортные средства, которые через громкоговоритель принуждают принять вправо и остановиться, чтобы дать возможность колонне проехать беспрепятственно.

Примерно в километре от поворота на Смолевичскую птицефабрику трасса проходит через естественную возвышенность, поэтому участники движения, следующие во встречных направлениях, некоторое время друг друга не видят. Водитель первой машины сопровождения, «расталкивавший по обочинам» попутный и встречный транспорт, перевалил через горку и неожиданно увидел, что из-за грузовика МАЗ, остановившегося по предупреждающему сигналу, на встречную полосу выезжает ГАЗ-53Б. Он молниеносно среагировал, резко увеличил скорость и проскочил опасный участок.

«ЗИМ» Машерова шел сзади на расстоянии 60-70м. Шофер был опытным, но далеко не молодым. Вполне возможно, что неких тысячных долей секунды, за которые сигнал от мозга преобразуется в мышечные действия, ему по этой причине и не хватило. С другой стороны расстояние было таким коротким, а скорость такой большой, что вариантов спасения просто не было. Произошло лобовое столкновение.

Фото: newsland.com

Справедливости ради следует заметить, что правительственные колонны состоят из множества машин и носятся на огромных скоростях, как говорят, «не от хорошей жизни». Эти правила поведения на дороге написаны кровью в прямом и переносном смысле слова. Считается, что вести эффективную прицельную стрельбу из обычного вооружения по транспортному средству, летящему на скорости 120км/час и выше, невозможно. Машина охраны, идущая впереди «первого лица», должна принять на себя угрозу преднамеренного столкновения.

В этот день защитить П. Машерова было некому, а обвинять гаишников в отсутствии самопожертвования, не выполнении долга и прочих грехах нельзя, поскольку они действовали строго по инструкции. Возможно, кто-то не знает, что для подобных мероприятий в структуре ГАИ существует обособленное подразделение. Его сотрудники обучены и проинструктированы. Это не новички, не дилетанты, и точно не трусы.

Злополучный «газон» был загружен картофелем, который после удара засыпал всё вокруг. Когда Машерова смогли достать из покореженного кузова, то врачу, случайно оказавшемуся на месте происшествия, показалось, что сердце еще бьется. Его перенесли в «Волгу», водитель которой вдавил педаль газа в пол и понесся в сторону Смолевичей, где находилась ближайшая больница. Потом очевидцы рассказывали, что такой сумасшедшей гонки они не видели даже в голливудских боевиках. Однако, усилия и риск оказались напрасными. Сердце «батьки», как называли Петра Мироновича в народе, остановилось.

При осмотре покореженного лимузина нашли его портфель и часы «Победа», стрелки которых навсегда зафиксировали время трагедии — 15:04. Водитель и телохранитель, сидевший на заднем сидении, погибли на месте.

Странный водитель ГАЗ-53Б

Поведение водителя ГАЗ-53Б, совершившего непреднамеренное (?) убийство трех человек сразу показалось странным. Во-первых, накануне вечером в районе 18 часов он встречался с колонной машин правительства на данном участке дороги. Вел себя в рамках правил, то есть, увидев проблесковые огни автомашины сопровождения и получив предупреждение, прижался к обочине и пропустил кортеж.

Николай Пустовит. Фото: s13.stc.all.kpcdn.net

Во-вторых, 4 октября он не должен был вывозить картофель из д.Барсуки для Смолевической заготконторы. Для этой цели был откомандирован другой транспорт. Однако, в последний момент всё переиграли.

И, наконец, самое главное – поведение Н. Пустовита на дороге. Свидетели рассказывали, что его грузовик несся, как на пожар. Создавалось ощущение, что он везет не три тонны корнеплодов, а некий скоропортящийся продукт, от оперативности доставки которого зависит что-то очень важное. Машина двигалась с превышением допустимой скорости, опасно маневрировала и выполняла невынужденные обгоны.

С учетом известных фактов подобные действия можно объяснить следующим образом: Н. Пустовит спешил, поскольку должен был оказаться в нужном месте точно в срок. Если принять во внимание, что, по данным следствия, П. Машеров отъехал от здания ЦК в 14:35, а часы остановились в 15:04, то на все про все у шофера было не более получаса. Но это лишь версия.

Сам Николай Пустовит свои действия объяснил так: двигался в общем потоке машин на допустимой скорости. Впереди шел «МАЗ», который перекрывал обзор. Обогнать себя он не давал. В некий момент времени на секунду отвлекся и посмотрел в зеркало заднего вида. Когда взгляд вернулся на дорогу, то стало понятно, что грузовик, идущий впереди, резко сбросил скорость.

Он также «ударил по тормозам», но груженый «газон» стало заносить – дорожное покрытие было гладким и мокрым, а резина – старой и лысой. Уходя от столкновения, инстинктивно крутанул руль влево и по инерции вылетел на встречную полосу. Что было дальше, помнит плохо, поскольку от удара потерял сознание. Подробности узнал только в ходе следствия.

По приговору суда виновник трагедии получил 15 лет, из которых в колонии провел только пять. В заключении был бригадиром, имел отдельную комнату (?), усиленный паек, ослабленный режим, возможность много читать и прочие блага, которые никак не ассоциируются с жесткой пенитенциарной системой Советского Союза. Попал под амнистию. Вернулся в родные края. Вновь стал работать водителем. Это не литературное преувеличение, а слова из интервью Н. Пустовита, данное «Комсомольской правде» в 2013 году.

Из откровений А.И.Лукьянова

В 1976 году П. Машеров и министр сельского хозяйства СССР – Ф.Кулаков – отдыхали в Пицунде на личной даче Э. Шеварднадзе. Выпивая в узком кругу, они откровенно рассуждали о том, что Брежнев фактически отошел от дел и страною правит его ближайшее окружение. Все это порождает коррупцию и масштабные злоупотребления. Государство, фактически, катится в пропасть. Для предотвращения катастрофы требуется смена высшего руководства и кардинальный пересмотр внутренней политики, как в экономике, так и в других жизненно важных сферах. Они не стеснялись в выражениях, поскольку только втроем сидели за столом, установленным на открытой террасе. Вокруг никого не было.

Анатолий Иванович Лукьянов. Фото: im3.kommersant.ru

Группа «кремлевских реформаторов», поддерживаемая зятем Л.Брежнева – Семеном Цвигуном (первым замом председателя КГБ СССР), — видела новым лидером Союза именно Ф.Кулакова, а Петр Машеров, по их мнению, должен был возглавить союзное Правительство. Его успехи в развитии Белорусской СССР были очевидны, поэтому бесценный опыт планировалось применить в масштабе всей страны.

В этом же году в парижской газете «Combat» («Борьба») была опубликована статья некого Александера, приуроченная к визиту Петра Мироновича во Францию в составе большой союзной делегации. Она называлась «Главный оппозиционер Брежнева — Петр Машеров – уже в Париже». Как ее восприняли в окружении Генерального секретаря, сказать сложно, но довольно близкие отношения Брежнева и Машерова в одночасье стали холодными и официальными. Если еще несколько лет назад белорусский лидер вместе с женой неоднократно присутствовал на семейных праздниках Леонида Ильича, и в одной лодке охотился с ним на уток, то сейчас он мог рассчитывать, что называется, «на открытку к празднику».

В 1978 году неожиданно «умирает» Ф.Кулаков. Официальное заключение – во сне остановилось сердце. Еще через два года в «случайной» автокатастрофе гибнет П. Машеров, а еще через два года – стреляет себе в висок генерал С.Цвигун.

В 1985-1987гг А.И. Лукьянов возглавлял, так называемый, «Общий отдел ЦК КПСС», который, в том числе, занимался «негласными вопросами» государственного и партийного строительства. По долгу службы он имел доступ к Секретному архиву, документы которого, как правило, находились под грифом «Хранить вечно». Другими словами, никогда и ни при каких обстоятельствах они не должны были стать достоянием широкой общественности.

Поскольку нет ни Коммунистической партии, ни Советского Союза, ни людей, которым они могли бы причинить вред, то можно откровенно сказать, что Федора Кулакова убили. Его нашли в своей кровати с пулевым отверстием в голове. Похожая картина смерти была и у Семена Цвигуна, хотя, организаторы пытались представить ее, как самоубийство, произошедшее вследствие неизбежности наступления непредсказуемых последствий от неизлечимой болезни – рака мозга.

Убили и Петра Машерова. Только виновен не колхозный водитель Пустовит, возивший картошку и бураки, а специально обученный водитель «маза», о котором, заметьте, ничего неизвестно. Между тем, именно он создал аварийную ситуацию резким торможением, которое вынудило шофера грузовика, идущего сзади, уходить от столкновения, путем совершения действий на уровне подсознания. Можете себя проверить – никто при таких обстоятельствах не станет направлять машину в кювет. Срабатывает инстинкт самосохранения, принуждающий остаться на дороге.

Полковник В. Сазонкин, лично охранявший Машерова на протяжении 13 лет, впоследствии говорил, что Петр Миронович никогда не собирался переезжать в Москву, и о кремлевском кабинете не мечтал. Всеми мыслями и сердцем он был предан родной Беларуси. Хотел, чтобы ее народ, перенесший столько горя во время войны, жил счастливо и богато. Получается, что он пострадал не за дела и намерения, а только за разговоры о том, как будет лучше для Родины.

P.S.

Пример Ф.Кулакова, С.Цвигуна и П. Машерова далеко не единственный в своем роде. «Кремлевские небожители» в борьбе за власть не гнушались ничем. Сталина отравили, Берию – расстреляли во дворе собственного дома на глазах жены и сына, «маршала победы» Жукова – сослали, а военноначальников – настоящих героев войны, — с которыми он за рюмкой водки обсуждал послевоенное будущее страны, либо расстреляли, как предателей родины, либо умертвили. В этом плане Хрущеву повезло – его отправили на пенсию.

Когда место Ф.Кулакова в ЦК партии освободилось, то по странному стечению обстоятельств его занял М.С. Горбачев. Что он сделал с великой страной, никому рассказывать не надо. Доживи Машеров до очередного Пленума ЦК, который обещал стать судьбоносным, возможно, всё сейчас бы было по-другому. Этих двух недель судьба ему не подарила.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"