В поисках утраченного: девятнадцать церквей Полоцка

Макет первоначального облика Софийского собора. Фото: planetabelarus.by

Каждый, кто бывал в Полоцке, может уверенно сказать, что в относительно небольшом райцентре всего четыре объекта, непосредственно связанных с религией. Это Софийский и Богоявленский соборы, Спасо-Ефросиньевский монастырь и лютеранская кирха. Куда делось еще полтора десятка культовых сооружений, возведенных до XX столетия? Если они действительно существовали, значит, древний город далеко не всегда был провинциальным. Следовательно, через судьбы храмов можно отследить его загадочную и забытую историю.

Балканский след

Каменное зодчество на территории современной Белоруссии начинает свой путь с XI века. Ученые не располагают достоверными сведениями, позволяющими сдвинуть точку отсчета право либо влево.

Первой белорусской каменной церковью является именно полоцкий Софийский собор. Его сегодняшний облик сильно отличается от первоначального. Летящее барочное решение, которое видят наши современники, появилось лишь семьсот лет спустя. Храм одиннадцатого века выглядел иначе.

Какие тайны может раскрыть его архитектура? Очевидно, что параллельно с официальной историей Полоцка, вошедшей в учебники, существуют и другие версии. Все намного сложнее, чем нам казалось еще вчера.

Классическая трактовка событий далекого прошлого состоит в том, что полоцкий храм в идеологическом и архитектурном смысле является продолжением двух других Софий Киевской Руси – киевской и новгородской, которые построены по «образу и подобию» константинопольского оригинала. Серьезные эксперты подтверждают наличие примерно одинаковых архитектурных элементов во всех трех сооружениях. Сходство прослеживается, в первую очередь, в крестово-купольной схеме зданий, а также в пяти нефах, западных, северных и южных галерей.

Вместе с этим, только в полоцком соборе присутствуют характерные черты балканских храмов. Одна из них связана с удивительным совпадением геометрии белорусской святыни и церкви Святой Софии, расположенной в македонском городе Охриде. Вторая – с так называемым «дополнительным членением» – предалтарной преградой. Это, как минимум, говорит о том, что строители храмом в Полоцке, Киеве и Новгороде использовали различные технологии и, вполне вероятно, принадлежали к разным культурам.

Исторические хроники, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что в Полоцке XII века насчитывалось порядка десяти каменных церквей. Это лишь косвенное подтверждение силы и могущества Полоцкого княжества в целом. Напомним, что белорусские города того временного периода и многие столетия спустя, были сплошь деревянными.

Две каменных церкви находились на территории Спасо-Ефросиньевского монастыря. Специалисты считают, что одна из них служила усыпальницей для полоцких епископов, но в силу неизвестных причин исчезла в толще веков. Вторую – Спасо-Преображенскую, – якобы возводили по просьбе Ефросиньи Полоцкой. Она существует и сегодня.

Так мог выглядеть Полоцк в ХII веке. Фото: planetabelarus.by

Еще один храм стоял на земле Верхнего замка. Его называли «Княжеским». Очевидно, подразумевается «узкая специализация», то есть недоступность для простых смертных, которые молились в Софийском соборе.

В районе современного стадиона «Спартак» стояла еще одна церквушка. Как положено, при строительстве спортивного сооружения в зоне исторической застройки проводились археологические раскопки, которыми руководил Павел Раппопорт. Исследователи нашли сразу несколько крупных фрагментов некогда шикарного сланцевого саркофага. На основе этих артефактов сделали вывод, что здесь была княжеская усыпальница.

Пятый кирпичный храм, относящийся к XII столетию, научный мир условно именует «Церковью на рву». Он стоял возле рва, который отделяет Софийский собор от Иезуитского коллегиума. Ученые считают, что его возвели специально для торговых людей, прибывавших по реке. Соответственно, неподалеку находилась и рыночная площадь.

Сразу четыре церкви структурно входили в Борисоглебский монастырь, подворье которого находилось за городской чертой на левобережье Двины. В современной городской планировке это территория в районе улиц Кульнева и Юбилейной. В архитектурный комплекс входил условный «Большой собор», Борисоглебская и Пятницкая церкви. Была еще одна, известная лишь по рисункам и описаниям. Из них наглядно следует, что речь идет о, так называемом, «триконхе». Это одна из форм построения средневековых храмом, предполагающая квадратную центральную часть и боковые апсиды. В нашем случае они не пристраивались, а изначально являлись составной частью здания, что характерно именно для балканской архитектуры.

Из прочитанного материала может сложиться впечатление, что церкви в древнем Полоцке стояли на каждом свободном клочке земли. Косвенное подтверждение этому дает текст «Саги о крещении Исландии». Из него следует, что некий миссионер по имени Торвальд прибыл в город и основал монастырь на острове посреди Двины, назвав его в честь Иоанна Предтечи. Другими словами, в городской черте всё было занято.

Сегодня на его месте находится станция юннатов, а археологические раскопки никогда ранее не проводились. Логично предположить, что в монастыре непременно должна была быть хотя бы одна церковь. Примечательно, что этим виртуальным храмом каменное зодчество в Полоцке резко завершается и затишье продолжается целых пятьсот лет.

Темные века

Фото: photocentra.ru

Отдельные исследователи склоняются к тому, что мастера, приложившие руку к формированию Полоцкой архитектурной школы, были исключительно иностранцами. Когда они построили всё, что было заказано, то попросту уехали, забрав с собой профессиональные секреты. Другие не приехали, поскольку белорусские земли были фактически отрезаны монголо-татарским игом от западных центров развития строительных технологий и «подготовки специалистов».

Есть и альтернативные точки зрения. Одни ученые склонны считать, что «строительный бум» закончился потому, что исчезла потребность в новых культовых сооружениях – за глаза хватало того, что было уже построено. Другие уверяют, что свою негативную роль в судьбе Полоцка сыграла эпидемия чумы, которая захлестнула Западную Европу XIV века. С одной стороны — орда, с другой — чума. Оба фактора по отдельности и в совокупности могут являться причиной угасания города в целом. Еще одной возможной причиной снижения темпов экономического развития Полоцка является основание Риги и, как очевидное следствие, потеря в XIII веке контроля над Северным торговым путем.

По словам археологов, следующий временной период XIV…XVI веков практически не имеет в городе своего характерного «культурного слоя». Одной из причин его отсутствия может служить, сложившаяся «политическая конъюнктура» того времени. В XIV веке жители Полоцка последовательно отразили двенадцать нападений армии Ливонского ордена. Затем последовал пожар гражданской войны 1432…1438гг. в Великом княжестве Литовском. Потом на протяжении трех столетий была череда противостояний с Московскими князьями. Русские войска в XVI веке осаждали Полоцк дважды, а их третья попытка в XVII веке стала для города роковой.

Историки считают, что «черной датой» для Полоцка стал 1654-й год и начало войны Российского государства с Речью Посполитой, которую часто называют «кровавым потопом», накрывшим белорусские земли и принесшим доселе невиданные беды и разрушения. Город был захвачен и находился в оккупации долгих тринадцать лет. Когда он вновь отошел польской короне, то предстал разграбленным и обезлюдевшим. Это было начало упадка.

Вторая волна каменного зодчества

Как следует из исторических документов, католики жили в Полоцке уже в XII столетии и даже получили возможность построить костел. После вступления города в юрисдикцию Великого Княжества Литовского его конфессиональная карта меняется еще больше.

В своей «Истории государства Российского» Карамзин пишет, что Иван Грозный, взявший Полоцк в 1563 году, отдал приказ разрушить костел, окрестить евреев, а всех несогласных — утопить. Через два десятка лет город отбили войска Стефана Батория, который принял не менее радикальное решение: передал все православные храмы католикам. Нам остается только констатировать факты: некогда православный город в одночасье стал католическим, а через несколько лет – униатским.

Софийский кафедральный собор в Полоцке. Фото: planetabelarus.by

Есть в судьбе храмов Полоцка еще одно знаковое событие, о котором нужно непременно вспомнить. В годы Северной войны в городе стояла российская армия Петра I, который отдал Софийский собор под пороховой склад. Ранним первомайским утром 1710 года пороха взорвались, разнеся здание на мелкие кусочки. Мощность взрыва была настолько сильный, что соборную плинфу (тонкий красный обожженный кирпич квадратной формы) до сих пор находят в радиусе свыше полукилометра.

Когда в XVIII веке войны ненадолго затихли, в Полоцке началась вторая волна каменного зодчества, которая запомнилась появлением сразу четырех храмов. Один из них, иезуитский, даже стал визуальной доминантой окружающей местности. По своим архитектурным решениям соборы полностью соответствовали лучшим западным образцам, которыми мы можем сегодня восхищаться, путешествуя в Европе. В этот временной период в Полоцке вновь возродилась София, но в перестроенном виде, соответствовавшем тогдашним понятием о высоком искусстве и красоте.

В 1745 году центральную площадь украсила величественная громада костела Святого Стефана. Нетрудно догадаться, что храм возводили для поминания Стефана Батория, вернувшего город в юрисдикцию Речи Посполитой. Здание в стиле барокко являлось частью комплекса иезуитского коллегиума. Впоследствии в нем установили орган.

Перестройку Софийского собора завершили в 1750-м. Таким мы видим его и сегодня. Вы, кстати, рассмотрели на фасаде «всевидящее око»? О роли масонов в судьбе Полоцка ничего неизвестно.

За последующие двадцать пять лет построили еще три храма. Католические ордена бернардинцев, францисканцев и доминиканцев основались в здешних местах достаточно давно и к описываемому периоду имели на подворьях своих монастырей деревянные костелы. Очевидно, настало время сделать их каменными.
Так, на левом берегу Двины в 1769 году бернардинцы возвели собор Святой Анны. Сегодня в монастырских стенах находится психиатрическая больница.

Несколькими годами позже доминиканцы заложили костел Божьей Матери, который окончательно сформировал городской центр, став его вторичной архитектурной доминантой. Здесь также действовал орган.
Францисканцы отметились барочным храмом Святого Антония. В сохранившихся монастырских корпусах сегодня уютно расположился департамент охраны МВД.

Все перечисленные монастыри сыграли значимую роль в судьбе Полоцка и его жителей. Они активно занимались просвещением. Иезуиты, например, основали коллегиум, который спустя столетия стал Полоцким государственным университетом. При учебном заведении существовала типография. В монастыре бернардинцев функционировала философская школа.

Надо заметить, что до XVIII века дожили далеко не все православные храмы XII столетия. Сохранились два монастыря: Борисоглебский (в 1618…1839 годах был униатским) и Спасо-Ефросиньевский (принадлежал иезуитам в 1667…1820 годах). Остальных церквей, возведенных в эпоху Полоцкого княжества, в XVIII веке уже не было. Никто не знает, были ли они уничтожены целенаправленно, либо попросту не пережили потрясений «потопа» и страшных войн.

В Российской империи

Ближе к концу XVIII века полоцкие земли стали частью Российской империи. Первый каменный собор при новой власти возвели в Богоявленском православном монастыре. Кстати заметить, веком ранее в нем читал проповеди знаменитый просветитель Симеон Полоцкий. Примерно через год возвели еще одну каменную православную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

До польского восстания 1830-1831гг. власти Российской империи лояльно относились к деятельности католических и униатских храмов. Однако, после упомянутых событий их мнение на этот счет радикально изменилось. Первым в лоно православной церкви перешел собор Святого Стефана. За ним последовал Францисканский костел, который сильно пострадал от пожара 1861 года, впоследствии не восстанавливался и в конечном итоге был продан на кирпич. В 1839 году упразднили и унию. Православными стали все городские храмы.

В 1888 году свою кирху получили полоцкие лютеране. Здание, построенное в неоготическом стиле, хорошо сохранилось и сегодня используется, как краеведческий музей. Под занавес XIX столетия в Спасо-Ефросиньевском монастыре открыли массивный Кресто-Воздвиженский собор, созданный в неовизантийском стиле.

В жерновах революции

Фото: planetabelarus.by

В XX столетии исчезли сразу три полоцких церкви. Если в Российской империи храмы различных конфессий перестраивались, меняли названия, переводились в православие и на этом все заканчивалось, то советская власть в этом направлении действовала «решительно и беспощадно».

Одним из изуверств большевиков можно считать уничтожение костела Святого Стефана, который с 1833 года был Свято-Николаевским собором. Новая власть решила традиционно установить на главной городской площади памятник Ильичу, который оказался на фоне православного храма. Для вождя революции подобное соседство было неприемлемым, тем более, что архитектор не учел соотношение неказистого монумента и величественного собора. Чтобы сгладить конфуз храм для начала лишили верхнего яруса куполов. Не помогло. Тогда между башнями повесили «билборд» с портретом Сталина. Что называется «беспроигрышное решение».
Войну изуродованный храм пережил, однако, уже в 1964 году был взорван по решению горисполкома. На его месте поставили девятиэтажный дом.

Не лучшим образом сложилась судьба храма доминиканцев, который Великая Отечественная война сровняла с землей. Центр города изменился до неузнаваемости.

Костел бернардинцев также погиб. Сегодня уже неясно — то ли в пожаре войны, то ли после него. Руины храма сохранились на левобережье Двины.

Последним в списке жертв прошлого столетия стоит Борисоглебский монастырь. На его подворье еще возвышались две церкви: Борисоглебская и Пятницкая. В 20-х годах обе влачили печальное существование, которое было прервано предприимчивыми горожанами, разобравшими стены по кирпичикам.

Шесть из девятнадцати

Фото: planetabelarus.by

До наших дней добралось только шесть из девятнадцати старинных храмов, о судьбах которых вы прочитали. В их числе Софийский Собор образца XVIII века, три церкви в Спасо-Ефросиньевском монастыре, Богоявленский собор, а также Лютеранская кирха. Помимо них, тринадцать лет назад восстановили православный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Предыдущая церковь сгорела в шестидесятые годы.

Некоторые белорусские ученые говорят о существовании реальной возможности по восстановлению еще двух соборов — иезуитского и доминиканского. Места расположения их фундаментов доподлинно известны, а также есть подробные описание интерьеров. Место костела Святого Стефана занимает жилой дом, эксплуатационный ресурс которого пока до дна не исчерпан. Следовательно, сносить его нецелесообразно. Но территория доминиканского собора покрыта только газоном и скамьями. По словам эксперта, реализация проекта вернет городу его исторический центр. По этому пути прошли многие европейские города в разные времена, подвергшиеся масштабным разрушениям.

Читайте нас в: