Совершенно случайно сотрудники варшавского Центрального архива исторических данных обнаружили старинный рукописный документ, в котором очевидец описывает великолепие Янтарной комнаты, находившейся… в родовом имении графов Гуттен-Чапских – деревне Станьково. В художественном переводе с польского языка текст, который удалось разобрать, сообщает о следующем: «В господском доме есть шикарный зал с высоким потолком (6 метров), все потрясающе красивое убранство которого сделано из янтаря, включая рамы картин и наличники на дверях…. Граф Эмерик Чапский перевез ее из Санкт-Петербурга…. Рядом находятся еще два зала: в «зеленом» множество изделий из малахита, а в «фарфоровом» — богатая коллекция французских статуэток…».
Не верить историческому документу оснований нет. Действительно, Эмерик Захарьяш Николай фон Гуттен-Чапский родился в Станьково (1828г), принимал участие в Крымской войне (1854г), а также в течение трех лет был вице-губернатором Санкт-Петербурга. С поста ушел добровольно из-за разногласий с императором, как сказали бы сейчас, по принципам «государственной политики в области лесопользования». После чего вернулся в родовое гнездо. Отсюда по порядку.
Мой родный кут…
На момент возвращения графа на родину (1879г) в Станьково стоял одноэтажный П-образный дом усадебного типа, построенный еще в начале века, было несколько хозяйственных построек, а также существовал типовой пейзажный парк. Будучи по натуре человеком деятельным, он велел незамедлительно перестроить главный корпус в стилистике готического замка. Для этого к торцу здания пристроили восьмигранную башню из двух уровней. На верхнем этаже создали четыре кованых балкона, с которых открывалась поистине незабываемая панорама живописных окрестностей.
Если удастся найти в интернете кинофильм «Дубровский» (1936г), то все написанное выше вы сможете увидеть своими глазами. Съемки проходили непосредственно в графской усадьбе. До нашего времени она не сохранилась, поскольку сгорела во время Великой Отечественной Войны, но все хозяйственные строения существуют до сих пор.
Сокровищница Гуттен-Чапских
Во время военного лихолетья уцелел и небольшой замок 1880г., площадью 130кв.м. Благодаря зарисовкам знаменитого белорусского художника Наполеона Орды (1807–1883), запечатлевшего эти места на своих рисунках, мы знаем, что хозяева называли его «Скарбчиком». Это уменьшительно-ласкательная форма слова «Сокровищница».
Двухэтажный маленький замок в первозданном виде имел четыре круглых угловых башни с крепостными зубцами и надстройками в форме шатров. Архитектурный стиль вычислить сложно, поскольку использованы самые разные формы и элементы декора. Например, оконные проёмы представлены в трёх разных видах: на первом этаже — прямоугольные, на втором — стрельчатые, а в башнях – типичные средневековые узкие бойницы. Над входной дверью находился кованый ажурный балкончик.
Из воспоминаний очевидцев известно, что в этом уникально сооружении, связанном с центральной усадьбой подземным ходом, находились многочисленные коллекции графа и богатейшая библиотека, насчитывавшая свыше 20тыс. книг, многие из которых были бесценными уже в те времена. В принципе, это был самый настоящий музей.
Доподлинно известно, что граф, как человек всесторонне образованный, принимал участие в систематизации нумизматических коллекций Зимнего дворца, так же написал сразу несколько тематических монографий, касающихся старинных монет. Самой известной его работой считается пятитомный каталог, описывающий известные собрания польских орденов, медалей и монет. В качестве благодарности за свою работу он получил в дар часть императорской коллекции, насчитывающей порядка 11 тысяч орденов и монет X…XVII веков, которая также находилась в Станьково.
В экспозиции «Сокровищницы» была выставлена богатая церковная утварь (потиры, распятия, иконы), собрание средневекового оружия и доспехов, старинные ювелирные украшения, уникальные музыкальные инструменты, часы, гобелены, картины, гравюры, предметы из фарфора, стекла и керамики, знаменитые «слуцкие пояса»…. Вне всякого сомнения, частное собрание Гуттен-Чапских в этот временной период было одним из самых больших и в Российской Империи, и в Европе в целом.
Вера, надежда, любовь
Отдельного раздела заслуживает местный пейзажный парк, который в начале прошлого столетия насчитывал свыше 500 видов растений, привезённых с разных континентов планеты. У графа были богатые оранжереи, большие теплицы, а по тенистым аллеям прогуливалось многочисленное семейство и его гости.
Со старым парком связана одна лирическая история, которая произошла на самом деле. Молодой садовник Станислав влюбился в юную графиню. Безграмотный парень из бедной семьи, имевший врожденную хромоту, тайно обожал свою хозяйку и решился выказать свои чувства на красноречивом языке ботаники.
В один прекрасный день на лужайке перед господским домом появился изумительный «хоровод»: три дерева, символизировавших Веру, Надежду и Любовь, образовали круг и сплелись ветвями, которые вопреки законам природы росли не вверх, а вниз. Дерево Любви вообще потрясало воображение, поскольку тянулось к небу… корнями, обильно покрытыми зеленой листвой. Столь диковинная картина получилась благодаря уникальным особенностям самих деревьев. Они относились к уникальному виду голого вяза, способного мимикрировать под собственную корневую систему.
Во время немецкой оккупации «Вера» была вывезена в Германию, «Надежда» — погибла при пожаре, а «Любовь» — тихо умерла лет 20 лет назад от старости и возрастных болезней. И лишь только грустный дух молодого садовника по-прежнему бродит по старому парку в ожидании возвращения любимой графини.
Территория имения ограничена речушкой Рапусей, в пойме которой существует большой искусственный водоём и два насыпных острова – Западный и Восточный. В центре первого из них, как и прежде, стоит ротонда, которую накрывает шатер с высоким шпилем. На другом острове изначально находилась скульптура Богоматери, которая не сохранилась. На противоположном берегу реки находится Николаевская церковь, построенная в псевдорусском стиле в 1858 году на деньги Эмерика Чапского и пожертвования прихожан.
В Станьково старый граф прожил 16 лет, после чего забрал основную часть своих сокровищ и переехал в Краков. Через три года он скончался. Согласно завещанию уникальная нумизматическая коллекция передавалась в дар городу и должна была экспонироваться во вновь созданном музее, деньги на строительство которого также выделялись из наследства. Здание возвели в 1903 году. Музей существует и сегодня. Все желающие могут поехать и увидеть коллекцию графа.
Мы же возвращаемся в Беларусь, поскольку Янтарная комната никуда не уезжала. Родовое поместье по наследству перешло к старшему сыну в роду — Каролю Яну Александру Чапскому (1860–1904гг.).
Губернатор Минска
Кароль получил прекрасное образование в Санкт-Петербурге, сделал хорошую карьеру в Министерстве финансов, а в возрасте 30 лет стал губернатором Минска, в должности которого прослужил более 11 лет, трижды выиграв выборы. Примечательно, что, начиная со второго срока на данном посту, он отказался от жалования и исполнял обязанности бесплатно. Его популярность среди местного населения была настолько велика, что альтернативных кандидатур попросту не было. И не мудрено.
Это был период самых масштабных инициативных хозяйственных и культурных городских реформ за всю историю. Подобных темпов развития Минск никогда доселе не видел, и ничего подобного не было и при Советской власти. За одно десятилетие провинциальный губернский городок приобрел красоту, чистоту и солидность, став на один уровень с европейскими столицами.
Вот лишь краткий перечень того, что он смог для минчан:
- построил городской театр (ныне им. Я.Купалы)
- укрепил берега Свислочи и соединил их Низко-Базарным мостом (Немига-Богдановича)
- построил электростанцию (разрушена в 2011г)
- открыл первую в стране телефонную станцию общего пользования
- открыл городскую больницу, амбулатории, ряд благотворительных организаций, «Общество охраны женщин»
- запустил первый городской трамвай на конной тяге
- организовал плановую застройку города
- сделал электрическое уличное освещение
- перевел под государственное управление вывоз мусора и нечистот
- обустроил Игуменский (ныне Червенский) рынок, на котором горожане могли покупать дешевые продукты и так далее. Всего не перечислить.
И, безусловно, нельзя забыть о пивоваренном заводе, который возник на месте частной пивоварни Рохли Фрумкиной. Продукцию выпускали по немецкой технологии и даже экспортировали в Европу. После смерти губернатора новый владелец сделал бутылочные пробки в виде его бюста. Они были такими вплоть до 1917 года. Сейчас это предприятие называется «Оливария», а один из сортов пива «Граф Чапский».
Бурная разносторонняя деятельность подорвала здоровье Кароля Яна Чапского. Он вынужден был уехать лечиться на воды в Германию, где и скончался в 1904 году. Впоследствии тело перевезли в родовое имение и перезахоронили.
При нем фамильная усадьба никаких изменений не претерпела. В 1900 году на территории возвели лишь одно двухэтажное Г-образное строение, стилизованное под неоготику, которое предназначалось для проживания специалистов с местного спиртового завода.
К сожалению, никаких сведений о судьбе Янтарной комнаты Чапских история не сохранила. Наследники покинули имение еще до Первой мировой войны. Как они поступили с сокровищами, неизвестно. Может разобрали и увезли с собой, а может спрятали в земле. Подземные галереи имения ведь никто до сих пор не исследовал.