Настало время подвести первые итоги вступления Беларуси в Таможенный Союз для автомобилистов. Как известно, накануне введения первоиюльских заградительных пошлин на белорусском авторынке был настоящий бум.
За шесть месяцев 2011 года физическими лицами на территорию страны было ввезено рекордное количество автомобилей – 250 тыс. единиц. Именно этот факт и вменялся гражданам в начале проблем с валютой на внутреннем рынке. Казалось, автомобилем успел обзавестись даже самый ленивый, будь то для себя либо для перепродажи в страны-участницы Союза. В результате заявленного повышения пошлин и насыщения рынка с 1 июля импорт подержаных легковушек закономерно сократился. Однако такие масштабы себе едва ли кто-то мог представить.
За второе полугодие 2011 года белорусские физлица совершили таможенную очистку лишь 4 тысяч легковых автомобилей. Импорт данной категории товаров сократился в 62 раза! В целом, не удивительно, если учесть рост таможенных ставок в 6-8 раз.
С ноября прошлого года то появлялись, то утихали слухи о новых правилах уплаты НДС дилерами. Суть нововведения давно известна на российском рынке: НДС уплачивается не с добавленной стоимости, как происходит сейчас у нас, а с полной стоимости автомобиля. Результатом данных действий станет увеличение цен у дилеров, по прогнозам, на 16-18%. И вот 17 января Президент подписал Указ №36, согласно которому изменения вступают в силу.
Мало кого удивил тот факт, что 30 декабря на пресс-конференции начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрий Кийко заявил, что проект Указа находится на рассмотрении. Новый год воистину светлый праздник для каждого белоруса. Как сказано на официальном сайте Президента Республики Беларусь Указ принимается «в целях выравнивания условий налогообложения легковых автомобилей на едином рынке стран Таможенного союза и выполнения условий выделения Республике Беларусь стабилизационного кредита из средств Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества». К счастью, данная мера «не приведет к ухудшению инвестиционных условий для организации производства автомобилей на территории Беларуси». Жаль, что на сегодняшний день государство таких предложений не имеет.
Итак, что же получили белорусские автолюбители от Таможенного Союза? С одной стороны, огромный российский рынок с 1,7 млн произведенных и 800 тыс. импортированных легковых автомобилей в 2011 году. Это обстоятельство оставляет надежды на продажу старых иномарок братскому народу с получением определенной выгоды.
Также в актив можно внести новые цены на газ и нефть для Беларуси. Данный факт является определяющим в цене белорусского топлива, которая сегодня намного ниже, чем у государств-соседей. На другой чаше весов неподъемные пошлины на импорт автомобилей из-за пределов Таможенного Союза и подорожание авто у дилеров. Эксперты предрекают неуклонное старение автопарка страны, так как для замены своего авто на более молодое у многих белорусов не скоро появятся ресурсы.