9 ноября МАГАТЭ опубликовало доклад по иранской ядерной программе, согласно которому программа носит исключительно военный характер и направлена на создание оружия массового поражения. МАГАТЭ представило спутниковый снимок ядерных объектов как доказательство развития военной программы в Иране.
В докладе сказано, что Иран с 2003 года проводит обширные исследования и испытания, которые могут быть связаны исключительно с разработкой ядерных взрывных устройств. Но, несмотря на то, что предоставляются всё большие доказательства существования ядерного оружия в Иране, руководство этой страны продолжает отрицать ведение работ по созданию оружия массового поражения.
Официальный представитель Исламской республики отверг эти обвинения, назвав их «вшивой разведывательной работой».
Ситуация, которая сложилась вокруг Ирана – верх дипломатии: нужно договориться со страной, у которой нет ни малейшего желания договариваться. Впервые Иран был обвинён в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия ещё в 2003 году. Однако все обвинения канули в небытие ввиду отсутствия существенных доказательств.
Сегодня присутствуют факты, которые подтверждают обвинения Ирану и уличают его руководство во лжи, но за то, что глава государства врал и врёт в ходе ведения дипломатических переговоров ни одна страна применить санкции не может, тем более руководство отрицает эти обвинения уже в течение 9 лет. Потому недовольства блока западных государств вызвано не продолжением лжи Ирана, при наличии неопровержимых доказательств, а отсутствием всяких успехов в ведении диалога с Исламской республикой.
Так сегодня существует несколько вариантов дальнейшего развития событий.
Первый, и самый неприятный из них – это ввод войск на территорию Ирана, потому как при наличии ядерного оружия и эмоционального лидера в лице Ахмадинежада, даже Бог не может знать, чем закончится недопонимание сторон.
Вчера, 12 ноября, российские парламентарии выступили с заявлениями в поддержку Ирана «в случае потенциальной агрессии Запада». Другими словами, теперь западным блок, выступающий с позиции ввода войск в Иран, с 99 процентной гарантией откажется от своих предыдущих планов.
Также сегодня, 13 ноября, последовало официальное заявление Ирана о том, в случае израильского удара по объектам ядерной программы исламской республики, Иран нанесёт ответный удар по Израилю.
Такой вариант развития событий представляется как самый нежелательный, но и как самый маловероятный для стран запада, однако не для стран ближнего востока. Делать прогнозы о развитии событий в отношениях Ирана и Израиля можно будет в ближайшие дни, когда последует официальные заявления с обеих сторон.
Второй вариант – введение экономических санкций – напротив, с 99-процентной вероятностью представляется как наиболее вероятный, потому как санкции не могут принести ни вреда Ирану, ни пользы западу, однако будет сделан дипломатический шаг, без которого обойтись нельзя. В противном случае получится, что сотни миллионов долларов израсходованных на 9-летние исследования ядерной программы Ирана потрачены зря. А в этом США не признается ни при каких обстоятельствах. Так государства выберут меньшее из всех зол.
Третий вариант компромисса – это включение Ирана в список стран владеющих ядерным оружием. Вариант не из лучших и, тем более, не из вероятных, ведь для этого Ирану необходимо сначала признать существования намерений по созданию оружия массового поражения. Однако в долгосрочной перспективе, такой ход развития событий может стать реальностью, ввиду того, что при поддержке России, возможно Китая и большинства из стран ближнего востока, у блока западных государств не останется выбора, кроме признания права на владение ядерным оружием в новом регионе.
Каждым из предложенных сценариев осложняется резкой позицией сторон. Запад говорит о веских доказательствах преследования иранской ядерной программой военных целей. Иран заявляет об абсурдности таких доказательств. Россия предлагает решать самим: «лишь бы не было войны».