Die Zeit: Силиконовая долина в Минске

wargaming-net-world-of-tanks-ceo-540x304
«World of Tanks»

На Западе Беларусь воспринимается как результат убогой диктатуры. Журналисты Die Zeit прибыли в Минск из Германии для того, чтобы посетить Парк высоких технологий.

Идея основать Парк высоких технологий принадлежала молодому белорусскому программисту из силиконовой долины Валерию Цепкало.  Он дважды принял участие в международном заседании, организованном министром иностранных дел штата Северная Каролина в 1998 и 1999 годах, в качестве посла Беларуси и основного специалиста по внешней политике. Валерий Ципкало рассказал о том, что программисты были вынуждены покидать родной дом, поскольку в Беларуси нет никаких перспектив для дальнейшего развития. Он пообещал, что следующему поколению не придется иммигрировать в США. Молодежи необходимо дать возможность работать в родной стране.

И вот, 15 лет спустя, 49-тилетний Валерий Ципкало заседает в собственном кабинете. Он просит коллегу поставить для журналистов рекламный фильм об их компании. В это время раздается телефонный звонок, господин Ципкало берет свой iPhone и начинает общаться с кем-то на свободном английском. Чуть позже он завершает разговор с другим человеком уже по-фински. Вот почему глава Парка высоких технологий представляет Беларусь на международной арене еще и в качестве посла. Валерий расположился на своем черном кожаном диване, закинув ногу за ногу, а на мониторе, который занимает почти всю стену, красуются цифры и графики. Начиная с 2006 года (день основания), парк добился немалого успеха. Здесь теперь функционирует 139 компаний и 18 000 сотрудников. Гиганты ИТ-индустрии, в том числе и Google – заключают с ними договора. Постоянные клиенты парка – такие немецкие компании, как Bosch, Siemens и Deutsche Bank, которые в основном приобретают программное обеспечение и коммуникационные технологии.

На Западе, Беларусь воспринимается, как застывшая страна на краю Европы: экономически отсталое государство, которой управляет «последний диктатор в ЕС»,  как его часто называют западные СМИ. Космополитический полиглот Цепкало и его Парк высоких технологий слегка сюда не вписываются. И что же они расскажут нам о своей стране и о белорусской экономике?

Никто не может понять эту страну, не зная ее истории. Цепкало смотрит в окно. Внизу, по проспекту, проносятся минские автомобили . Гигантизм этого города в сочетании с неоклассической сталинской архитектурой, возводившейся пленными немцами после разгрома гитлеровских войск, восхваляющей в камне победу коммунизма над фашизмом. Солнечная столица Минск – город смерти: множество различных памятников напоминают о том, что во времена оккупации, погиб каждый третий белорус, массово уничтожали евреев. В течение многих лет практически рухнула вся экономика и культура этого государства.

Во времена советов, реконструкция городов и экономики превратила традиционную аграрную страну в центр тяжелой промышленности Советского Союза. После распада СССР, люди проснулись в родной стране. После долгого времени, проведенного в хаосе и нищете, народ стал с презрением относиться к пустым обещаниям сомнительных политических свобод. Им понадобился сильный лидер – и им стал Александр Лукашенко. Президент пообещал сохранить все то, чего добилась страна во времена Советского Союза, обязался не разрывать отношения с восточными соседями, не экспериментировать с приватизацией и, все это, ценой его безграничной власти.

Уже на протяжении 20-ти лет, с того момента, как Лукашенко пришел к власти, оппозиция обвиняет его в фальсификации выборов, кровавых репрессиях и лишении политической свободы своих оппонентов. Западные санкции призваны к тому, чтобы ускорить процесс реформации в Беларуси. Удивительно, что несмотря на все сложности, Цепкало и его сотрудники в течение последних восьми лет сумели построить деловые отношения с западными и европейскими компаниями. 90% всех высокотехнологичных услуг и продуктов парка идут на экспорт. 45% продаются в ЕС, и 40% приобретают Соединенные Штаты. В 2013 году сумма продаж составила 525 миллионов долларов. Парк предоставляет не только рабочие места в крупных зарубежных компаниях, но разрабатывает собственные отечественные продукты, такие, как Viber, версия Skype для смартфонов, различные мобильные приложения, а так же компьютерная игра «World of Tanks». И что дальше? «А ничего», — говорит Валерий. «Это и так уже слишком много для такой маленькой страны, как Беларусь».

А как влияет государство на развитие компании? 49% компаний парка – дочерние компании белорусских предприятий, другая половина принадлежит Западу. Государство предоставляет налоговые льготы для сотрудников и компаний. Так же обеспечивает с малых лет способных молодых людей необходимым математическим образованием, следуя успеху Стенфордского университета в области теории и практики сетевого развития. 63 научные лаборатории тесно связаны с Парком высоких технологий и белорусскими вузами, в том числе различные языковые и бизнес-школы. Планируется даже создание университета информационных технологий.

Страна, благодаря парку, постепенно обретает имя на Западе, расширяет экспортную деятельность, заводит новые связи и контакты, получает рабочие места на вновь созданных белорусско-западных фирмах. И факт в том, что парк высоких технологий, в отличие от многих других государственных компаний, едва держащихся на ногах, приносит прибыль и не нуждается в дополнительном инвестировании для того, чтобы пережить волну глобализации.

Субсидии  — проклятие и благословение белорусского общества. Сила Лукашенко заключается в устоявшихся социалистических убеждениях: политика должна обеспечивать общее благосостояние, а прибыль и интересы граждан ничего не стоят. Основной электорат президента — сельское население, пожилые люди, менее квалифицированные и образованные, которые будут голосовать в его пользу. В это время большинство компаний технически устарели и ограничены своей низкой производительностью труда и конкурентоспособностью на мировом рынке. 70 процентов экономики — все стальные комбинаты, нефтеперерабатывающие заводы и тракторные заводы остаются в руках государства. Все это необходимо для обеспечения полной занятости населения.

Но патерналистские запросы президента все больше подрывают благосостояние страны. Хотя на основную продукцию субсидии продолжают выделяться, цены на продукты питания достигли западного уровня, при гораздо более низкой, в сравнении с Западом, средней заработной плате. В сфере здравоохранения появляется все больше и больше дополнительных платных услуг, на протяжении всего обучения в вузе, стипендии и гранты привязаны к студенту и в итоге требуют погашения.

События, происходящие на Украине, являющейся вторым по значимости торговым партнером после России, представляют дополнительную угрозу для белорусской экономики, говорит Цепкало. Санкции против России и обесценивание рубля также влияют на, и без того скудные, ресурсы Беларуси, которая зависит от дешевого российского газа и нефти. Экспорт продукции химической промышленности и машиностроения в Россию и в СНГ будет обходиться дороже.

Чрезмерная зависимость от России — способ восстановить экономику и ориентировать ее на Запад. В последние месяцы, правительство Лукашенко начинает  сигнализировать в направлении Европы. Взять, к примеру, освобождение политической оппозиции. Запад также оказывает вежливые знаки внимания Беларуси за то, что президент, лавируя между фронтами воюющей Украины, сразу же признал новое правительство. Тем не менее, все беспокоятся о том, что сложности еще могут возникнуть. Цепкало вскакивает с кожаного дивана: «Можете ли вы себе представить, что тут творилось несколько лет назад?» Он проводит нас к заднему выходу из парка. На стене висят фотографии здания, которое ему выделила Академия Наук в 2006-ом году. Оказывается, здесь были просто руины, с торчащими трубами и карьер с песком, а не постройка с архитектурной подсветкой зданий.

Не является ли ориентированный на Запад Парк высоких технологий, в этой стране обрабатывающей промышленности,  тесно сотрудничающей с Россией, искусственно созданным островом? «Нет», — говорит директор. В белорусской среде они черпали идеи, даже со времен войны. Только здесь, например,  могла возникнуть идея, сделать советские бронетанки героями компьютерной игры.

Поначалу игра «World of Tanks» не имела западных партнеров, понимающих ее концепцию. Компания Wargaming была близка к банкротству. Между тем, сейчас она имеет 16 филиалов и 180 миллионов пользователей по всему миру. Каждый игрок выбирает для себя один из сотен исторических танков и управляет им на местности: по городам и пустыням. Почти все возможные награды в области индустрии компьютерных игр «World of Tanks» получила. Сюда входят и Золотой джойстик, своего рода Оскар в мире IT-гейминга.

Недавно построенное здание компании  — словно дворец из хрома и стали – расположено недалеко от самого Парка высоких технологий. Некоторые программисты здесь носят футболки с изображением танка. Кто-то разговаривает по-английски. А кто-то играет в игру во время перерыва для того, чтобы расслабиться.

Белорусы, как говорит философ Валерий Акудович, быстро адаптируются и могут быть весьма прагматичными. В то же время, они обладают менталитетом партизан. «Мы еще не там» — в соответствии с этим принципом, они отказываются от публичной огласки частных успехов. В авторитарной системе Лукашенко, подавляющей любое оппозиционное движение, многим приходится жить на два фронта, ненавязчиво, без излишних движений.

Являются ли все эти умники так называемыми партизанами, служащими технике, которая парализует гражданское и политическое участие? Спросите всех тех крупных добытчиков международных связей для Беларуси, которые живут и работают вне страны, занимающей 157 место по индексу свободы прессы, опубликованному изданием  «Reporter ohne Grenzen» (репортер без границ).

«Определенно нет», — отвечает Цепкало. «Мы рады за то, что имеем возможность путешествовать, но и хорошо то, что наша страна не повернется к нам спиной». Валерий Цепкало – патриот и дипломат, который решил вплотную заняться учебными заведениями, уверенный в том, что одаренные молодые люди – и есть путь, по которому Беларусь пройдет в ближайшее время и займет почетное место рядом с такими европейскими странами, как Германия и Великобритания.

Оригинал: Das Silicon Valley von Minsk

Читайте нас в: