Коммерческий директор «Бенфики» учит извлекать прибыль из футбольной команды

330

Вечером вторника 24 декабря в одной из лож московского стадиона «Лужники» была организована лекция Мигела Бенту – директора футбольного клуба «Бенфика» по коммерции и маркетингу.

Портал sports.ru предложил своим читателям рассказ коммерческого директора «Бенфики» о том, каким образом футбольная команда может быть успешным предприятием даже в маленькой по населению стране.

FreeSMI приводит выдержки из выступления Мигела Бенту, считая, что высказанные им идеи могут заинтересовать белорусских любителей футбола – главным образом, по той причине, что многие разработки «Бенфики» используются с учётом численности населения Португалии, которое составляет 10,7 миллиона человек, что ненамного больше населения Беларуси.

Мигел Бенту считает, что экономическая ситуация напрямую влияет на футбольную: «Главная наша проблема в том, что страна у нас небольшая, всего населения – 10 миллионов. Здесь в футболе никогда не крутилось таких денег, как, скажем, в странах большой футбольной пятерки (Англия, Германия, Испания, Италия, Франция — прим. FreeSMI)».

Об обратном влиянии футбольной составляющей на коммерческую: «Впрочем, возвращаясь к теме связи между завоеванными трофеями и состоянием коммерческих дел клуба, я соглашусь, отрицать это бессмысленно: спортивные достижения способствуют успехам в бизнесе».

Знаменитый орёл, по традиции, совершает облёт стадиона «Бенфики» перед каждой домашней игрой «красно-белых».

Об основных источниках дохода «Бенфики»: «Могу вам привести данные прошлого сезона, когда клуб заработал 148 миллионов евро. Из них 34 миллиона мы выручили от продажи игроков. Остальное, если раскладывать по долям, то где-то 25 процентов принесла нам продажа телевизионных прав, 30-35 процентов – спонсорские соглашения.

Ещё примерно процентов 40 – то, что называется доходами в match day (доходы, непосредственно связанные с футбольным матчем — прим. FreeSMI): сюда я отношу реализацию сезонных абонементов, билетов на отдельные матчи, контракты на аренду коммерческих лож (sky boxes), выручку от продажи еды и напитков на стадионе, в значительной степени – мерчендайзинг.

Хотя наш самый большой фирменный магазин, расположенный на стадионе, работает не только в день матча, он работает без выходных, по 13 часов в день, семь дней в неделю.

Ассортимент клубного каталога составляет 1,5 тысячи наименований товаров, как премиальных по качеству и, соответственно, по цене, так и рассчитанных на болельщиков финансово не слишком обеспеченных: мы исходим из того, что должны угодить всем, кто нам симпатизирует».

«Эштадиу да Луж» принимал финал чемпионата Европы по футболу-2004 — матч, в котором португальцы неожиданно уступили грекам.

О мультимедийных перспективах: «Вообще мы были бы счастливы со временем обзавестись собственным, клубным телеканалом, который мог бы полностью обеспечивать организацию прямых трансляций наших игр, мы думаем в этом направлении. Пакетных соглашений в Португалии нет. Вопросами продажи прав занимается менеджмент каждого отдельно взятого клуба».

О спонсорской выгоде и дополнительном использовании технических возможностей стадиона: «Приведу вам такой пример: поскольку одним из наших спонсоров является Coca Cola, то у них на стадионе «Бенфики», естественно, есть собственная корпоративная ложа.

Так вот: раньше это была просто ложа, а теперь мы организовали там своеобразный молодежный клуб, клуб Сoca Cola. Он открывается за сутки до каждого домашнего матча и наши молодые болельщики могут придти туда, поиграть в настольный футбол, другие игры, повстречаться с ветеранами клуба, звездами, которые еще недавно выступали за команду, ну и, естественно, попить Coca Cola.

И еще что касается корпоративных лож, как тех, что выкуплены официальными спонсорами клуба, так и арендованных компаниями, спонсорами не являющимися. Мы предоставляем им полное право по своему усмотрению распоряжаться этими ложами не только в день матча, но и на протяжении всех 365 дней в году.

Они, таким образом, получают дополнительные возможности для ведения бизнеса – площадки, дополнительные офисы. И там, в этих ложах, действительно часто организуются деловые переговоры, заключаются сделки, и так далее. В общем, это действительно мало того, что оригинальное, это еще и выгодное предложение».

«Бенфика» — самый популярный футбольный клуб Португалии

О принципах финансовых взаимоотношений с болельщиками: «Членство стоит по-разному. Я могу назвать максимальную сумму взноса, которую платит взрослый член клуба. Это 12 евро в месяц: столько, например, плачу я. Минимальная же сумма – 3 евро. Столько, например, должен заплатить отец за своего несовершеннолетнего сына или дочь, если он хочет, чтобы они числились членами клуба «Бенфика».

Что касается льгот и бонусов, положенных членам клуба, то это, в первую очередь, скидки на приобретение сезонных абонементов и разовых билетов. У нас в Португалии минимальные и максимальные цены билетов на футбольные матчи устанавливает Лига (Лига Сагриш — чемпионат Португалии по футболу — прим. FreeSMI), и цены эти на данный момент не могут быть ниже 10 и выше 75 евро. Но при этом любой, пусть даже самый лучший разовый билет, если его покупает член нашего клуба, не обойдется ему дороже 50 евро.

Больше того, у нас действуют всевозможные программы, которые предоставляют весьма существенные скидки на билеты для членов семьи «сосьос» (постоянного болельщика — прим. FreeSMI). А раз в году – как правило, мы стараемся подгадать такие акции под Рождественские праздники, – все члены клуба имеют право посетить один из матчей «Бенфики» почти даром – всего за 5 евро.

Впрочем, дисконтные и бонусные программы действуют не только в сфере продаж абонементов и билетов. По всей Португалии сейчас насчитывается около 900 магазинов, в том числе сетевых, где болельщики по предъявлении членской карты клуба могут получить весьма существенные скидки при приобретении одежды, бытовой техники и других товаров».

О примерах участия спонсоров в болельщицких программах клуба: «В частности очень хорошо, очень эффективно, на мой взгляд, работает наша совместная программа с сетью бензоколонок Repsol. Сейчас члены клуба «Бенфики» получают на ней по 6 евроцентов скидки за каждый залитый литр бензина. И по одному центу с каждого заправленного болельщиками литра перечисляется сетью в казну клуба.

Возьмем другого нашего спонсора – банк Caixa Geral de Depositos. Члены клуба могут на льготных условиях оформить там банковскую карту. Но мало того: в конце года они получат на нее часть потраченных средств, по два евро за каждый забитый «Бенфикой» мяч. Посмотрим, что это означает на моем конкретном примере: как я уже говорил, за членство в клубе я плачу 12 евро в месяц, 144 евро за год. Так что, если «Бенфика», допустим, забьет 72 гола, вот я уже и окупил свое членство».

Эйсебио — величайший игрок в истории португальского футбола

Справка FreeSMI: «Бенфика» – мультиспортивный клуб из Лиссабона. Основан в 1904 г. Золотая эпоха команды пришлась на 1960-ые гг., когда лидером атак «Бенфики» был легендарный португальский форвард Эйсебио. Свои домашние матчи «орлы» проводят на стадионе «Эштадиу да Луж» (вместимость – 65 647 мест; средняя посещаемость в этом сезоне – 39 000 человек).

«Бенфика» – 32-кратный чемпион Португалии (последний раз – в 2010 г.), 27-кратный обладатель Кубка Португалии (последний раз – в 2004 г.), 2-кратный победитель Кубка европейских чемпионов (последний раз – в 1962 г.).

Помимо Эйсебио, в разные годы за «Бенфику» выступали такие известные игроки, как Мануэль Бенту, Артур Жорже, Нуну Гомеш, Руй Кошта, Симау Саброза, Умберту Коэлью, Клаудио Каниджа, Мишель Прюдомм, Луизау, Георгиос Карагунис, Александр Мостовой, Сергей Овчинников, Хоан Капдевила, Златко Захович.

Тренировали же лиссабонский гранд такие заметные представители тренерского движения, как Отто Глория, Бела Гуттманн, Свен-Ёран Эрикссон, Хосе Антонио Камачо, Джованни Трапаттони, Рональд Куман.

Знаменитый португальский клуб входит в Книгу рекордов Гинесса как мировой рекордсмен по количеству членов клуба: на данный момент, около 226 тысяч человек в 71 стране мира, включая Португалию. «Бенфика» может похвастать 240 организованными фан-клубами, 40 из них – за пределами Португалии.

Полный текст выступления Мигела Бенту Вы можете прочитать по этому адресу.