Причины роста товарооборота между Беларусью и Латвией

436

Известно, что Латвия является важнейшим экономическим партнером Беларуси. В минувшем году товарооборот между нашими странами продолжал расти впечатляющими темпами – в 2012 году он вышел на рекордные показатели. Что же способствует такой позитивной динамике? И, возможно, стороны уже подошли к исчерпанию своего потенциала в двустороннем взаимодействии? На эти и ряд других вопросов отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Латвийской Республике Александр Михайлович ГЕРАСИМЕНКО.

– Беларусь и Латвия далеко не исчерпали потенциал двустороннего сотрудничества. Хотя бы потому, что за ушедший год, как минимум, Беларусь выросла с точки зрения качества и уровня предлагаемых на зарубежных рынках товаров и услуг и впервые за последние годы вышла на положительное сальдо во внешней торговле. Со своей стороны экономика Латвии показывает признаки выхода из общеевропейского кризиса, что вселяет надежду на увеличение этим государством объемов внешней торговли и с Беларусью, и с другими странами. В торговле с Латвией в 2012 году нам удалось выйти на рекордные показатели: товарооборот превысил 3,4 миллиарда долларов, экспорт приблизился к 3,3 миллиардам долларов. Латвия занимает 5-е место по товарообороту среди всех стран, с которыми Беларусь осуществляет внешнюю торговлю. Основу белорусского экспорта составила продукция нефтехимической отрасли, машиностроения, сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности. Из Латвии импортировались лекарственные средства, рыба, ткани и трикотаж, строительные материалы, продукция машиностроения. Положительным трендам в двусторонней торговле, прежде всего, способствовал вполне доброжелательный бизнес-климат в Латвии. Безусловно, в общую копилку легли и встречные усилия по более  интенсивной, нежели ранее, проработке товарных рынков, системная работа по развитию товаропроводящей сети белорусских предприятий-экспортеров. Задействован потенциал возможностей для продвижения белорусской экспортной продукции собственными структурами товаропроводящей сети белорусских предприятий в Латвии: ООО «Ойл логистик» (собственная структура ТПС предприятий концерна «Белнефтехим» со 100-процентным белорусским капиталом), ООО «Белпищепром» (100% белорусского капитала), СП ООО «МТЗ-Сервис» (51% белорусского капитала), ООО «Белвест-трейд» (100% белорусского капитала). План реализации в 2012 году товаров и услуг ООО «Ойл логистик» выполнен в натуральном выражении на 162% и на 151% – в стоимостном выражении. В 2012 году в Риге открыто представительство собственной ТПС Белорусской нефтяной компании ООО «Трансбалтик Ойл» для обеспечения экспедиционного сопровождения экспортного грузопотока нефтепродуктов в направлении портов Балтийского моря. Совместное белорусско-латвийское предприятие «МТЗ-сервис» сотрудничает более чем с 20-ю белорусскими промышленными предприятиями, располагает  в Латвии  17-ю  сервисными центрами и 7-ю специализированными магазинами по продаже сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней. В 2011-2012 годах на латвийский рынок поставлено более 800 тракторов «Беларус» на 16,9 миллионов долларов, что составляет половину латвийского рынка тракторов.  Сельскохозяйственного навесного и прицепного оборудования в 2012 году в Латвию поставлено на сумму 3,3 миллиона долларов. Через ООО «Белпищепром» в минувшем году реализовано алкогольной продукции на 3 480 тысяч евро (122%) и 27 485 тонн соли на 2 223 тысяч евро (+100,1%). В 2013 году субъектом ТПС запланировано получение статуса «предприятие-держатель акцизного склада» и поэтапное создание специализированных магазинов фирменной торговли. Установлены контакты и определен формат взаимодействия с розничными сетями LATS и TOP. При участии ООО «Белвест-трейд», а также других дилеров белорусских предприятий обувной промышленности, в Латвии реализовано обуви из кожи на 2,17 миллионов долларов, что на 9 процентов больше, чем за аналогичный период 2011 года.  На текущий момент ООО «Белвест-трейд» располагает 8-ю собственными магазинами розничной торговли, шесть из которых находится в Риге. Проведена работа по увеличению клиентской базы ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»: к участникам биржевых торгов подключились крупнейшие скандинавские потребители балансовой древесины Stora Enso, Rottneros, S?dra, заключены соглашения о сотрудничестве с рижскими терминалами EMU Skulte, Rigas Centralais Terminals, WT Terminal в качестве биржевых складов. Для «доставки» информации об экспортных возможностях белорусских субъектов хозяйствования и инвестиционных преимуществах нашей страны до коммерсантов широко использовался потенциал торгово-промышленных палат и инвестиционных агентств, выставочных компаний, организующих в Риге кооперационные мероприятия, встречи и экспозиции. Латвию в рамках индивидуальных и групповых визитов посетили представители министерств сельского хозяйства, связи и информатизации, архитектуры и строительства, концернов «Белнефтехим», «Беллегпром», «Белгоспищепром», ГКНТ, «Белкоопсоюза», МИД. Белорусские предприятия приняли участие в 8-и международных выставках, которые прошли на площадках латвийских выставочных компаний БТ-1 и АМЛ-Рамава: туристическая «Balttour 2012» (10-12 февраля 2012 г.), строительная «Дом I» (15-18 марта 2012 г.), сельского хозяйства «Весна-2012» (29 марта – 1 апреля 2012 г.), автомобильная «Авто-2012» (27-29 апреля 2012 г.), медицинская «Медбалтика-2012» (17-19 мая 2012 г.), продовольственная «Riga Food 2012» (5-8 сентября 2012 г.), сельского хозяйства «Сельскохозяйственная техника» (3-6 октября 2012 г.). Значимыми событиями стали 9-я Национальная выставка Республики Беларусь в Латвийской Республике и 6-й Международный Белорусско-Латвийский инвестиционный форум «Балтийский регион 2012»,  который, как и выставка, прошел в Риге в декабре 2012 года. Мероприятия вызвали большой интерес не только в Латвии, но и в других странах Балтии и Скандинавского полуострова, что лишь подтверждает потенциал сотрудничества с Беларусью. Были представлены образцы продукции более 250 белорусских предприятий и организаций, размещенных на коллективных и индивидуальных стендах, занявших свыше 2,5 тысячи квадратных метров. Белорусскую  выставочную экспозицию посетили более 38 тысяч человек, что делает ее  одной из крупнейших за всю историю проведения Беларусью подобных мероприятий в Латвии. Традиционно крупные коллективные стенды представили министерства промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, образования, транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук Беларуси, концерны «Белнефтехим», «Беллегпром» и «Беллесбумпром». Также были сформированы стенды ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» и ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», предприятий и организаций всех областей Беларуси и Минска. Посетители с интересом осмотрели образцы крупногабаритной техники ПО «МТЗ», ПО «МАЗ», ОАО «Белкоммунмаш», иных производителей автотракторной, сельскохозяйственной и коммунальной техники с навесным и прицепным оборудованием, продукции машиностроения, нефтехимии, легкой, пищевой и мебельной промышленности, стройматериалы, бытовые приборы, товары народного потребления. Продемонстрирован потенциал белорусского ювелирного холдинга. Были организованы показы коллекций модной одежды и меха. Состоялись презентации инновационной продукции и инвестиционных проектов, телекоммуникационные и информационные технологии. Особое внимание на выставке было уделено вопросам развития транспорта и транзита. Продемонстрированы научно-технические разработки белорусских ученых и инженеров, возможности белорусской системы образования, здравоохранения и туризма с акцентом на оказание образовательных услуг в вузах нашей страны, медицинских услуг в ведущих лечебных учреждениях Беларуси, услуг агроэкотуризма и оздоровления в белорусских санаториях. Участниками выставки проведено более 1200 переговоров, подписано 36 протоколов о намерениях. Достигнуты договоренности о создании 13 совместных предприятий. Заключены контракты более чем на 3,6 миллионов евро. Торгово-промышленными палатами Беларуси и Латвии проведена контактно-кооперационная биржа с участием порядка 90 представителей деловых кругов двух стран. Достигнута договоренность о предоставлении палатами встречных услуг по предконтрактной проверке деловой репутации и коммерческой состоятельности партнеров. В рамках работы выставки подписаны значимые для развития дальнейшего сотрудничества двусторонние документы, среди которых: Протокол о сотрудничестве в области снижения тарифов международного роуминга между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой; Меморандум о взаимодействии в области охраны интеллектуальной собственности между Национальным центром интеллектуальной собственности Республики Беларусь и Патентным ведомством Латвийской Республики; Соглашение о сотрудничестве между Белорусской торгово-промышленной палатой и Торгово-промышленной палатой Латвии. Выставка  и сопутствующие ей мероприятия подтвердили интерес государств Балтийского моря к укреплению экономического взаимодействия с Беларусью, в том числе по таким направлениям, как транспорт и логистика, обмен инвестициями, приграничное и региональное сотрудничество. Достигнутые договоренности прямо отразились на росте экспорта белорусских товаров и услуг, широко представленных в Латвии.

– Два с половиною года назад, отвечая на вопросы газеты «Союз предпринимателей», Вы отмечали большие резервы в развитии белорусско-латвийской производственной кооперации. Что удалось сделать в этом направлении за прошедшее с июня 2010 года время?

– Прежде всего, обеспечивалась реализация достигнутых договоренностей по реализации совместных проектов в области промышленной кооперации. В Латвии, а точнее – в городе Гулбене, продолжено развитие сборочных производств тракторов «Беларус» на базе совместного предприятия СП ООО «МТЗ-сервис» из тракторокомплектов РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов». Расширена линейка  собираемой в Риге техники «МАЗ»  на базе ООО «Алком-транс». На латвийских дорогах «обкатан» белорусский автобус МАЗ, что говорит о готовности сторон к практической стадии создания сборочного производства пассажирских транспортных средств. Понятно, что достижение конкретных договоренностей по проектам в сфере производственной кооперации – процесс не одного дня. В подобных проектах тщательно выверяются и соотносятся интересы всех заинтересованных сторон, уточняется спрос на потенциальных рынках сбыта, покупательная способность ключевых потребителей, интеллектуальные, технические и людские возможности партнеров. И чем быстрее стороны находят компромисс, тем быстрее продвигается проект. ОАО «Управляющая компания «Белкоммунмаш» выиграла тендер на поставку 12 трамваев АО «Трамвайное предприятие» Даугавпилса на 9 миллионов долларов. Интересы «Белкоммунмаша» по участию в тендере и обеспечению его выполнения представляет латвийский дилер SIA «Agmen Cosalting Bureau». Стоимость всего проекта по реновации  инфраструктуры трамвайного транспорта Даугавпилса составляет  20,2 миллиона долларов, из которых 83% оплачивается из  структурных фондов Европейского союза. При этом поставки белорусских трамваев Даугавпилсу должны быть осуществлены до 31 октября 2013 года. Победа в данном тендере и дальнейшая реализация ОАО «Управляющая компания «Белкоммунмаш» контракта на поставки трамвайной техники, обеспечение ее гарантийного и сервисного обслуживания будет прямо отражаться на перспективах закрепления  позиций предприятия на рынке Евросоюза. Дальнейшим шагом развития промышленной кооперации является перспектива локализации сборки пассажирской электротехники в Латвии и последующее  увеличение  ее поставок в страны  Европейского союза. Убедительным свидетельством активизации взаимовыгодного сотрудничества является  рост  числа созданных совместных предприятий. Латвия входит в десятку крупнейших инвестиционных партеров Беларуси. По состоянию на начало 2013 года в Беларуси действовало 373 предприятия с латвийским капиталом, в Латвии – 1 123 – с белорусским капиталом. Общее число предприятий с белорусским и латвийским капиталом в 2012 году достигло 1500 против 1038 в 2011 году. А это значит, что были созданы новые рабочие места, увеличились доходы и благополучие многих людей, задействованных в двустороннем торгово-экономическом и совместном производственном сотрудничестве. За год в Беларусь из Латвии привлечено 129,3 миллионов долларов инвестиций, из которых прямых – 68,2 миллионов долларов. Значительный интерес латвийских инвесторов традиционно отмечается в кредитно-финансовой сфере, переработке торфа и сапропели, производстве продукции пищевой промышленности, фармацевтики, инвестиционных проектах в сфере энергетики, строительства гостиничных комплексов и создания  объектов общественного питания. В части развития промышленно-кооперационного сотрудничества в 2012 году подписан бизнес-план реализации инвестиционного проекта по созданию в Беларуси совместного предприятия с участием витебского предприятия «Эвистор» и АО «Рижский завод автоэлектроаппаратов» по производству автокомпонентов. Чтобы подытожить вышесказанное, хочу подчеркнуть, что потенциал взаимовыгодного кооперационного сотрудничества  далеко не исчерпан. И на фоне меняющегося в положительную сторону экономического положения в Латвии он будет активно задействоваться белорусской стороной, поскольку продукция с маркой «Сделано в Беларуси» хорошо известна и пользуется заслуженным спросом латвийского  потребителя, а через Латвию поступает и на рынки других стран Евросоюза.

– Транспортно-транзитная сфера всегда была и остается важнейшим направлением взаимодействия Латвии и Беларуси. О каких новых подходах в этой связи может идти речь в рамках Инициативы «Восточное партнерство» и Партнерства «Северного измерения» Европейского Союза по транспорту и логистике в ближайшей перспективе?

– Латвия с ее системой железнодорожного сообщения и развитой портовой инфраструктурой является одним из важнейших партнеров Беларуси на рынке международных перевозок, в том числе в рамках Евразийского транспортного коридора. Общий объем грузов, перевезенных в 2012 году железнодорожным  сообщением между Латвией и Беларусью, включая транзитные перевозки через нашу республику, составил порядка 34 миллионов тонн. Прямые поставки грузов из Беларуси назначением в порты Латвии в 2012 году превысили 10 миллионов тонн. Удельный вес белорусских грузов в общем транзитном потоке Латвии в 2012 году достиг 24%. По номенклатуре грузов Беларусь наряду с Россией является крупным экспортером нефтепродуктов и химических грузов. С 2009 года курсирует специализированный контейнерный поезд «Зубр», цель которого – переориентировать контейнерные перевозки с автотранспорта на железную дорогу. В 2012 году контейнерным поездом «ZUBR» в направлении Украина-Беларусь-Латвия-Эстония и обратно перевезено 10617 контейнеров в 20-футовом эквиваленте, что в 4 раза больше, чем в 2011 году. Принимая во внимание рост объемов грузовых перевозок, осуществляется активный деловой обмен на уровне профильных министерств и ведомств Беларуси и Латвии.  Особое внимание сторонами уделяется вопросам формирования согласованной тарифной политики и повышения конкурентоспособности белорусско-латвийского направления перевозок грузов в прямом и транзитном сообщении.   Осуществляется реализация договоренностей по развитию логистической инфраструктуры и повышению пропускной способности двустороннего железнодорожного сообщения. Сторонами отмечается заинтересованность в проведении электрификации участка железной дороги в направлении Рига-Полоцк-Витебск и далее до Смоленска, что позволит повысить скорость движения и снизить расходы на перевозку, а также будет способствовать росту транзита из России и Казахстана. Латвийская сторона подтвердила готовность к реализации проекта по завершению электрификации в 2015 году участка Рига – Даугавпилс. В рамках многосторонней встречи представителей профильных ведомств Беларуси, России, Латвии, Финляндии и Эстонии, проведенной в 2012 году, со стороны Министерства сообщений Латвии отмечена особая значимость, как одного из приоритетных направлений развития сотрудничества, увеличения пропускной способности железнодорожного сообщения на участке Даугавпилс-Индра-Бигосово-Полоцк. Данная инициатива принята к рассмотрению Руководящим комитетом Партнерства «Северного измерения» в области транспорта и логистики и планируется к обсуждению на уровне министерств транспорта стран Партнерства.

– Факты говорят о том, что впечатляющими темпами развивается сегодня и латвийско-белорусское региональное сотрудничество: на начало текущего года соглашения о сотрудничестве подписали уже 44 партнерские пары латвийских и белорусских городов и районов. Какой реальный опыт планирования и прогнозирования развития территорий, повышения экспортного потенциала и инвестиционной привлекательности малые и средние города Беларуси могут позаимствовать у своих партнеров в Латвии?

– В наших странах приняты разные, по-своему уникальные подходы к поддержке развития территорий, удаленных от крупных и развитых городов, населенных пунктов и районов. Так, на сегодняшний день в Латвии лишь в четырех, включая Ригу, городах число жителей превышает 50 тысяч человек, что делает, по сути, всю страну территорией средних и малых городских поселений. Вероятно, по этой причине Латвия пошла по пути поддержки шести так называемых «регионов планирования», насчитывающих до 300 тысяч человек каждый, за исключением Риги, где насчитывается около 650 тысяч жителей. В планах латвийского правительства, цитирую Министерство окружающей среды и регионального развития этого государства, – содействие «переменам к лучшему в социальной и экономической ситуации на всей территории государства или в отдельных его частях». На деле местное планирование развития уже отдано в руки региональных администраций и муниципалитетов. Профильное министерство курирует только общегосударственную стратегию развития Латвии. Избранный подход к планированию развития территорий и организации работы для нас интересны, так как повышают привлекательность сотрудничества на уровне городов, обмен опытом стимулирования предпринимательской активности на местах, планирования и реализации конкретных мероприятий, прежде всего, на местном уровне по исправлению деформации рынка труда и решению проблемы утечки высокопрофессиональных кадров. Вопросы двустороннего сотрудничества по вопросам планирования и осуществления региональной политики нашли отражение в повестке 8-го заседания Межправительственной Белорусско-Латвийской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. И, надо отдать должное латвийским коллегам, эта тема была поднята именно ими. С другой стороны, подобный интерес – своего рода признание белорусского опыта поддержки малых и средних городских поселений. С учетом поставленных акцентов в работе на этой ниве нашим правительством в период до 2015 года, а это – усиление роли малых и средних городских поселений как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности, будут вноситься коррективы и в наполнение практическим содержанием диалога с латвийскими коллегами. 2012 год также примечателен созданием новой, во многом неформальной площадки для обмена мнениями о подходах к расширению и укреплению межрегиональных связей в торгово-экономической, инвестиционной и культурной сферах на основе активизации партнерских отношений между городами и районами Беларуси и Латвии. Такая роль отводится форумам городов-партнеров, первый из которых уже состоялся по инициативе Посольства в Новополоцке, собрав делегации 36 городов и районов Беларуси и 37 городских и краевых дум Латвии. В 2013 году аналогичное мероприятие задумано к проведению в Даугавпилсе. Думаю, что будет уместно предложить к рассмотрению на нем вопросы планирования развития городских поселений, привлечения инвестиций, стимулирования предпринимательской инициативы. Рассчитываем, что подобная инициатива будет востребована администрациями городов, а сами мероприятия станут местом выработки новых идей, в том числе с опорой на использование возможностей упрощенного порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Республики Беларусь и Латвийской Республики в интересах модернизации, инновационного и технологического развития малых городов и районов.

– Латвия и Беларусь принимают участие в деятельности еврорегиона «Озерный край», цель которого – активизировать многостороннее приграничное и трансграничное сотрудничество. Как белорусская сторона оценивает эффективность осуществления совместных с латвийскими партнерами проектов в рамках этого еврорегиона? И решение каких проблемных вопросов, на Ваш взгляд, надо инициировать сторонам в ближайшем будущем в этой связи? Еще одна актуальная сегодня форма взаимодействия Беларуси и Латвии – программы транснационального сотрудничества Европейского Союза – «Регион Балтийского моря» и «Латвия – Литва – Беларусь», срок действия которых завершается в 2013 году. В какой мере сторонам удалось использовать потенциал данных программ для решения совместных задач и осуществления совместных проектов? И какие резервы этих программ еще можно успеть использовать?

– Безусловно, одним из ключевых факторов, способствующих развитию приграничного сотрудничества, стало Белорусско-Латвийское соглашение об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий, с начала реализации которого прошел уже год. Со вступлением в силу данного соглашения мы возлагаем большие надежды на активизацию белорусско-латвийского приграничного сотрудничества, в том числе через экономические связи приграничных территорий. Прямым подтверждением актуальности этого белорусско-латвийского проекта являются почти 10 тысяч выданных за год разрешений жителям латвийских приграничных территорий и около двух тысяч документов, полученных белорусскими гражданами. Благодаря возможностям, предусмотренным соглашением, жители приграничных территорий наших государств могут чаще навещать родственников, ухаживать за недвижимостью, а также налаживать деловые связи, принимать участие в культурных, образовательных и спортивных мероприятиях.

К числу успешных примеров трансграничного сотрудничества можно отнести работу в рамках Еврорегиона «Озёрный край» – международной организации, членами которой на сегодняшний день являются 30 приграничных самоуправлений Беларуси, Латвии и Литвы. Деятельность еврорегиона открывает обширные возможности для сотрудничества стран-соседей в сфере туризма, образования, спорта, развития приграничной инфраструктуры. С 1 марта 2013 года планируется начать реализацию крупного проекта – «Третий шаг развития стратегии Еврорегиона “Озерный край”»,  предусматривающего долгосрочную совместную работу партнеров из Беларуси, Латвии и Литвы на 2014-2020 годы. Успешно реализуются и иные проекты в рамках программы финансирования Евросоюза «Латвия-Литва-Беларусь». К примеру, в 2012 году начат трансграничный проект «Даугавпилс и Витебск: культурное сотрудничество и развитие». Общий бюджет проекта составляет 296 785,2 евро, направленные на проведение совместных культурных мероприятий, а также реставрацию объектов культуры в этих городах. В 2013 году в рамках европроекта «Соседская дорога» будет реконструирован упрощенный пункт пропуска на белорусско-латвийской границе «Плюсы-Каплава».          Актуальным вопросам развития трансграничного сотрудничества была посвящена работа очередной 4-й Международной конференции по трансграничному сотрудничеству и развитию инвестиционной деятельности, которая проходила в Браславе 4-5 октября 2012 года.

– Перспективной и актуальной в современных условиях областью белорусско-латвийского взаимодействия становятся наука и образование. Какие креативные элементы сотрудничества предполагает инициировать белорусская сторона в этой сфере уже в нынешнем году? Одним из значительных мероприятий в научной жизни наших стран стала Белорусско-Латвийская кооперационная биржа, задуманная для продвижения и внедрения результатов выполняемых совместных научно-исследовательских проектов. Как Вы оцениваете эффективность и перспективы этого формата взаимодействия белорусских и латвийских ученых?

– Взаимодействие Беларуси и Латвии в научно-образовательной сфере осуществляется в соответствии с договором «О научном сотрудничестве между Национальной академией наук Беларуси и Латвийской академией наук» от 2002 года и Соглашением между Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Министерством образования и науки Латвийской Республики от 2007 года. На системной основе проводятся конкурсы совместных научно-технических проектов. В 2011 году проведен очередной, уже третий конкурс совместных проектов для выполнения в 2012-2013 годах.
Для конкурсного отбора сторонами было предложено 27 проектов по сотрудничеству в различных сферах научных исследований.  В качестве приоритетных направлений можно отметить сотрудничество в сфере биотехнологий, органической химии, вирусологии и иммунологии. Программа реализации  отобранных проектов будет утверждена в ходе работы Белорусско-Латвийской межправительственной комиссии.

В завершающей стадии реализации в 2013 году находятся следующие  совместные научно-исследовательские разработки. Между Институтом экономики НАН Беларуси и Институтом экономического развития Латвии по проекту «Экономико-правовые основы межгосударственного сотрудничества Беларуси и Латвии в сфере эффективного использования минерального сырья». На заключительном этапе НИР предусматривается разработка практических рекомендаций по повышению уровня эффективного использования минерального сырья в Беларуси и Латвии. По проекту «Модифицированные наноструктурным углеродом полимерные композиционные материалы для применения в электромагнитных полях» между НИИ ядерных проблем БГУ и Институтом полимерных материалов Рижского технического университета наработанные практические результаты могут быть использованы для создания экранировки электронных устройств и их пользователей от паразитного и вредного для здоровья электромагнитного излучения, в качестве конформного материала для структурно интегрированных радиочастотных антенн. По проекту «Разработка новых препаративных форм биопестицидов с повышенной активностью и стабильностью для эффективного биологического сельского хозяйства» между Институтом микробиологии НАН Беларуси и Институтом микробиологии и биотехнологии Латвийского университета предусматривается выход на производство   экологически безопасных средств защиты растений от болезней и вредителей. Проводятся совместные комплексные экспедиционные научные исследования между Научно-практическим центром НАН Беларуси по биоресурсам и Даугавпилсским университетом в рамках проекта «Определение экологического качества и выявление угроз трансграничных рек Латвия-Беларусь на основе биотических индексов и гидрохимических показателей для оценки экологических рисков и разработки рекомендаций по мониторингу их экосистем». Осуществляется также активное сотрудничество профильных центров Национальной академии наук Беларуси с Рижским техническим университетом и Институтом математики и компьютерных наук Латвийского университета по реализации двух научных проектов 7?й рамочной программы Евросоюза по созданию Балтийской грид-сити «BaltikGrid–II», а также интегрированной устойчивой инфраструктуры для исследователей в Европе(EGI-InSPIRE). В рамках реализации положений подписанного в 2011 году Соглашения о сотрудничестве между Национальной академией наук Беларуси и Даугавпилсским университетом осуществляется обмен опытом в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации, организации повышения квалификации стажировок, переподготовки научных работников, обмен специалистами для научной и педагогической работы. Государственным комитетом по науке и технологиям,  Национальной академией наук Беларуси совместно с Министерством образования и науки и Академией наук Латвии в 2013 году будет проведен конкурс совместных проектов для формирования и утверждения очередной Программы научно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой на 2014-2015 годы. Приведенные примеры показывают высокую заинтересованность  сторон в развитии научно-технического сотрудничества.

– Важная роль в укреплении торгово-экономического сотрудничества между нашими странами отводится таким структурам, как Общество содействия латвийско-белорусским экономическим связям, Белорусско-Латвийский Совет делового сотрудничества, Латвийское представительство Белорусской Республиканской конфедерации предпринимательства. Какие «точки роста» видятся Вам в деятельности этих структур?

– Как мне представляется, большинство из общественных структур, объединений представителей бизнес-элит и бизнес-сообществ Беларуси и Латвии сближает здоровое желание поддержать предпринимательские инициативы по установлению и развитию конструктивных и взаимовыгодных партнерств двух граничащих друг с другом стран. Мы видим в созданных бизнесом структурах союзников, заинтересованных в поддержании и развитии благоприятной атмосферы и двусторонних, и многосторонних контактов, в том числе с дружественными государственными институтами и инициативами Европы. Системной практикой совместной работы стало проведение региональных белорусско-латвийских бизнес-форумов, которые в течение 2009–2010 годов проводились в Латвии поочередно в форме презентаций областей Беларуси. В 2011-2012 годах соответствующие мероприятия были организованы в Минске, Гродно, Витебске, Новополоцке, Бресте,  Молодечно. Бизнес-форум в Новополоцке, проведенный в марте 2012 года, как одно из мероприятий первого Белорусско-Латвийского форума городов-партнеров, стал площадкой для обмена мнениями о подходах к наращиванию торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества через призму диалога регионов. По итогам форума подписано 14 новых соглашений о побратимском сотрудничестве и общее количество партнерских пар с городами и районами  Беларуси  выросло до 42.  Проведение второго  Белорусско-Латвийского форума городов-партнеров планируется в мае 2013 года. На 2-м региональном  Белорусско-Латвийском бизнес-форуме в Бресте, состоявшемся в апреле 2012 года, белорусскими субъектами хозяйствования установлены прямые контакты с латвийскими компаниями, заинтересованными в импорте продукции легкой и пищевой промышленности, стройматериалов, ковровых изделий, продукции лесопереработки. Достигнуты договоренности об активизации взаимодействия в сфере туризма. Подписаны соглашения о сотрудничестве УП «Брестское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» и Лиепайского отделения Торгово-промышленной палаты Латвии, Администрации СЭЗ «Брест» и Общества содействия латвийско-белорусским экономическим связям, ОАО «Брестский электротехнический завод» и компании «SCB-Europe», которая занимается оборудованием и автоматикой железнодорожного транспорта. В работе 4-го Белорусско-Латвийского инвестиционного  форума «Балтийский регион 2012», проходившего 6-7 декабря 2012 года в Риге,  приняли участие более 270 представителей Беларуси, Латвии, а также Литвы, Чехии, Швеции и Эстонии. Были организованы секционные заседания по следующим направлениям: кредитно-финансовая сфера сотрудничества, содействие развитию инвестиционных процессов, инвестиции в развитие инновационных технологий; сотрудничество в сфере транспорта и логистики; расширение межрегиональных связей, торгово-экономическое сотрудничество. Особое внимание участники мероприятия уделили инвестиционному климату и преимуществам Беларуси и Латвии для иностранных инвесторов, тенденциям и перспективам развития предпринимательской деятельности, вопросам научного сопровождения проектов и инновационной деятельности, возможностям сотрудничества на региональной основе, а также традиционным в двусторонних отношениях темам – банковской деятельности, транспорту и логистике. В числе деловых мероприятий Форума – проведение   семинара  по вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и Единого экономического пространства. Главными темами события под сводами выставочного комплекса на Кипсале стали таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, положения Единого таможенного тарифа Таможенного Союза с учетом обязательств России перед ВТО, таможенный контроль на внешней границе Таможенного Союза, техническое регулирование, ветеринарно-санитарные меры и многие другие вопросы. Продолжение последовало на семинаре об информационно-коммуникационных технологиях в работе по повышению эффективности транспортно-логистических систем стран Балтии и Беларуси, где были обсуждены вопросы электронного таможенного декларирования, применения электронных средств для упрощения пересечения границы, развития электронных услуг мониторинга транспортных средств и грузов, обеспечения скорости их движения, безопасности и сохранности. Важно, что работа, проводимая Обществом содействия латвийско-белорусским экономическим связям, Белорусско-Латвийским Советом делового сотрудничества, Белорусской Республиканской конфедерацией предпринимательства, другими союзами и объединениями, далека от формализма. Полезные жителям наших стран инициативы будут рассмотрены и получат соответствующую поддержку. При этом я бы пригласил предпринимателей не заужать собственный потенциал до уже имеющихся наработок, а пытаться предвидеть будущее, настойчиво изучая новые рынки и закрепляясь на них. Нам, как Посольству, конечно же, хотелось бы видеть больше инициативных, практических и прикладных проектов, горизонт применения результатов которых не сдерживается лишь среднесрочными перспективами получения субъектами хозяйствования финансовой прибыли или имиджевых привилегий. Совместными усилиями, например, можно было бы сдвинуть с места многолетний процесс вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию или создать какой-нибудь гениальный проект в сфере информационных технологий. В любом случае, куда бы не нацелились бизнес-идеи, успех в их реализации прямо связан с доверием и профессионализмом, которые и могли бы стать точкой роста для уже действующих структур поддержки предпринимательства в двух странах. В этих целях загранучреждением будет продолжено активное взаимодействие с представителями структур исполнительной власти, парламентских и муниципальных органов, а также влиятельными бизнес-кругами, способствующими формированию политическим руководством Латвии прагматичной позиции при обсуждении на двусторонней и международной площадках тематики, затрагивающей белорусские интересы, в числе которых – развитие экономического взаимодействия и противодействие санкциям Европейского союза, вступление Беларуси в ВТО и сокращение барьеров во взаимной торговле.