Откуда берутся законы?

В последнее время в Республике Беларусь началась бурная законотворческая работа. Наибольшее внимание привлекло внесение поправок Закон РБ «О массовых мероприятиях» и в Закон РБ  «Об органах государственной безопасности».

Ни для кого не секрет, что упомянутые правовые акты приобрели особую актуальность на фоне усиления протестных настроений в стране и неоднозначного поведения силовых и судебных органов. В прессе неоднократно высказывались мнения о том, что действия силовиков полностью выпадают из установленного правопорядка. Методы, применяемые при разгонах и подавлении гражданских акций оказались настолько возмутительными, что осуждение высказал даже тогдашний Генпрокурор Григорий Василевич. Конечно, в этом  в некоторой мере и состоят его обязанности, однако до этого момента представители прокуратуры никак не нарушали сложившихся «добрых» и солидарных отношений с другими силовыми ведомствами. Правда мнение главного прокурора осталось то ли не услышанным, то ли проигнорированным, но через несколько дней разгоны происходили уже прямо под его окнами.

Что же интересно в данной ситуации? А то как такая сложная система как государство преодолевает сложившиеся противоречия. Обычно необходимость совершенствования нормативной базы обнаруживается и обсуждается юридическим сообществом страны. Именно в моменты изменения существующей в стране правовой системы появляется необходимость обратиться к юридической доктрине. Идёт сопоставление проблемы с основополагающими принципами права, проводится анализ целесообразности изменения правового регулирования. Кто как не университетское научное сообщество призвано этим заниматься.

В нашей ситуации произошло несколько иначе. Обнаружив некоторые претензии к своей работе, органы внутренних дел разрешили проблему просто — предложили закон, устраняющий все противоречия. Первый такой акт депутаты уже приняли, и нет больших сомнений, что примут и второй. Конечно,  сначала изучат, может быть даже внесут свои корректировки. Такие как, например, замену слов «действие и бездействие» словом «деяние» в Законе «О массовых мероприятиях». Заместитель председателя комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Палаты представителей Национального собрания Беларуси Анатолий Глаз так и не смог объяснить разницы. Оно и не зазорно, образование у депутата не юридическое, а сельскохозяйственное. Но любой студент, изучивший курс «Общей теории права» объяснит депутату курирующему права человека А. Глазу, что разницы абсолютно никакой нет.

Ну а потом уже подключится и научное сообщество. Правовая доктрина подкорректируется под свежие изменения, которые сами удобно подстроились под правоприменительную практику МВД и КГБ. Студентам объяснят, что оно так раньше и было, просто вы не правильно поняли; что бездействием можно совершить правонарушение, даже если действие законом не предусмотрено; что отдельные приказы Президента имеют большую юридическую силу, нежели положения Конституции или законы; ну и другие, с первого взгляда спорные, моменты.

Так получается, что правовой доктриной и толкованием права в Беларуси занимается милиция, а юридическое сообщество. сложно сказать, чем призвано заниматься юридическое сообщество.

Камиль Андрюшкин, FreeSMI.by

Читайте нас в: