«Театр! .. Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей..?» — именно эта фраза приходит в голову после просмотра очередного спектакля, который произвёл на тебя впечатление. Однако, примерно такие же эмоции возникают после просмотра даже не спектакля, а читок пьес, которые в будущем будут поставлены на сцене.
Прошлая неделя была насыщена яркими впечатлениями и эмоциями, ведь несколько дней назад завершилась презентация пьес современной белорусской драматургии «ОДИНАКОВОРАЗНЫЕ».
Организаторами встречи выступили Центр белоруской драматургии и Студия Альтернативной Драмы. На малой сцене Республиканского театра белорусской драматургии прошли театрализованные чтения пяти пьес.
Пять вечеров, пять авторов, пять пьес…
Каждый текст и его минимальная реализация на сцене оставили своё впечатление у зрителей, для каждого разное. По окончании каждой читки предлагалось обсуждение прослушанного материала. Зрители могли высказать своё мнение, задать вопросы авторам или актёрам. Получался такой живой диалог, в результате которого даже сами авторы порой находили что-то новое в своих же произведениях.
Потрясла публику первая заявленная пьеса Дмитрия Богославского «Любовь людей». Чувственная мелодрама, почти сериал, но очень жесткий, бескомпромиссный. Любовь тут мучает людей как маньяк-убийца, вынуждает к бешенству, к немотивированным поступкам. Любовь — не радость, напротив, отчаяние, горе и бесконечные видения, галлюцинации, иллюзии. Словом, с достаточно сильной эмоционально и талантливо продемонстрированной актёрами пьесы началась презентация.
Следующая же пьеса оказалась целиком противоположной первой. Весёлая история о грустных вещах — пьеса С.Анцелевича «ХРОНИКА ХРОНИКА». Преподнесённый в лёгкой, забавной форме текст ещё больше заставляет задуматься о насущных проблемах и задевает совсем не весёлые темы, как может показаться на первый взгляд. Именно эта пьеса вызвала бурю эмоций зрителей, так что на обсуждении после просмотра была довольно напряжённая обстановка.
В пятницу вечером прошла читка пьесы Павла Рассолько «Бывает». Автор поразил не только интересным сюжетом, но и непосредственно текстом. Павел придумал собственный язык, на котором разговаривали герои его пьесы. Объединив отдельные слова разных славянских языков с придуманными, несуществующими, он всё же сумел добиться понимания этого языка зрителями, а, следовательно, и их симпатии.
Предпоследний автор, который вынес свою пьесу на суд зрителей, был Виктор Красовский. «Панк умер» — довольно простая и обычная, даже обыденная история, написанная чересчур понятным языком, понравилась большинству публики. А «крепкие» словечки добавляли ещё больше жизненности тексту и пьесе в целом. Однако за простотой формы и сюжета скрывалась трагедия отдельно взятого человека и, по сути, всего нашего поколения.
Говоря о последнем вечере, следует отметить, что пьесы шли, будто по убыванию. Если в первый день действие на сцене полностью захватывало зрителя, то в воскресение публика откровенно скучала. Показывали, вернее читали пьесу Павла Пряжко «Злая девушка». Интересным оказался не представленный текст, а дискуссия, последовавшая после его прослушивания. Обсуждали не только темы, затронутые в пьесе, но и в общем проблемы современного общества, театра, драматургии.
Все пьесы оказались актуальными, так как выясняли проблемы современного общества. И именно тем, что они оказались не классическими, а именно альтернативными, по форме или по содержанию, вызвали интерес людей и дали пищу для размышления над этими самыми проблемами. Какие-то произведения понравились, какие-то нет, но равнодушным ни одна пьеса никого не оставила.
Подводя итоги, авторам задали вопрос о перспективах предложенных ими пьес, на что Виктор Красовский открыто признался, что в Беларуси такого рода пьесы не воспринимаются режиссёрами крупнейших театров в отличие от российских. Однако будем надеяться, что данные пьесы станут основами спектаклей, которые будут поставлены на родной сцене и найдут отклик в сердцах зрителей.