Законодательный дебют осенней сессии белорусского Парламента

220

3 октября 2011 года произошло открытие осенней сессии Национального собрания Республики Беларусь. Кроме традиционного церемониала открытия, вечером сразу в двух чтениях принят проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон  «О массовых мероприятиях в  Республики Беларусь».  Предположу, что поправки в данный законопроект являлись одними из самых горячо обсуждаемых тем весны-лета этого года.

В Парламент вносилось большое количество вариантов обновленного Закона.  Наиболее дискуссионным явилось определение понятия  «пикетирования» и возможности приравнять к нему бездействие. В итоге, наказание за бездействие было исключено. Это, на мой взгляд, являлось главной интригой данной сессии Национального собрания. Напомню, новеллой и возможностью назначения наказания за бездействие было навеяно летними «молчаливыми акциями» протеста белорусской оппозиции.

Вероятно, решение об исключении ответственности за бездействие было вызвано или затуханием интереса к подобным акциям протеста, или отсутствия подобного законодательного урегулирования в зарубежных странах.

Итак, законопроект принят, страна живет с новыми нормами. Хорошо или плохо «лояльное отношение депутатов к массовому бездействию» покажет время, а пока несколько слов  о зарубежном опыте регулирования массовых мероприятиях.

Право на выражения собственных взглядов, свобода собраний- положения, закрепленные во всех Конституциях стран мира. Однако данные нормы в каждом государстве конкретизированы ещё и в специальных законах. Конкретизированы не только с позиции закрепления данного права, но и довольно широко расписаны механизмы привлечения к ответственности лиц, выходящих за пределы правового поля.

Западное законодательство отличается более конкретным  набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий. Это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование «черного списка» для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания), отмечают аналитики интернет-газеты Известия.

Общим для западных демократий является предоставление местным властям широкой самостоятельности в определении допустимости мероприятий вообще и степени жесткости ответных действий, поскольку они защищают права большинства, всех граждан.

Законодательства всех развитых демократических стран мира предусматривают уголовную ответственность граждан за злоупотребление правом на свободу собраний, включающую денежные штрафы и лишение свободы.

Применение новых норм на практике, очевидная оперативность депутатов в принятии законопроекта и относительная лояльность в итоговом варианте закона-эффективность данного решения законодательного органа будет видна со временем.

Сегодня в Минске и многих областных городах прошли «Народные сходы»-мероприятия, не определенные в новом законе. Прогнозы организаторов не оправдались и обещанная численность сегодня  не собралась. Хотелось бы отметить взаимную корректность как со стороны оппозиции, так и силовых структур. И задержаний не было.

Сейчас все мировое сообщество наблюдает за митингом в США на Уолл-Стрит, только в этом случае противостояние идет не против государственного курса, а американской бизнес-элиты.  На данный момент задержано около 700 человек.

FreeSMI.by, Третяк Татьяна.