Национальные интересы Беларуси и проблема стабильности в Восточной Европе

Лукашенко, Порошенко, Путин

Политический кризис в Украине, сформировавшийся в конце 2013 – начале 2014 г. и переросший в военный конфликт на востоке украинского государства, привел к существенному изменению геополитической обстановки в регионе, пишет центр исследований FPS.

Основные международные акторы – Россия и Запад (в лице ЕС и США) заняли противоположные позиции относительно возможных перспектив внешнеполитической ориентации Украины, ее территориальной целостности, что привело к кризису в международных отношениях, который является наиболее серьезным с момента окончания «холодной войны» и несет прямую угрозу региональной и международной системе безопасности.

События вокруг Украины оказывают непосредственное воздействие на состояние национальной безопасности Беларуси. Наша страна занимает уникальное геополитическое положение в Европе, что оказывает существенное влияние на ее место и роль в системе региональной безопасности. Республика находится в центре Европы, на перекрестке важных транзитных путей, в т.н. «стратегическом треугольнике» — непосредственно граничит с Россией, государствами Европейского союза и НАТО, Украиной.

В период войн в Европе в предыдущие столетия Беларусь понесла значительные людские и материальные потери. Этот фактор обусловил особое отношение белорусского народа к проблеме обеспечения безопасности, поэтому состояние международной и региональной безопасности является одним из важнейших условий сохранения и развития нации и государства.

Национальным интересам республики соответствует участие в процессах евразийской интеграции и поддержание стабильных политических отношений с Украиной – вторым по значимости экономическим партнером в СНГ после России.

С самого начала конфликта в Украине и роста напряженности в российско-украинских отношениях Беларусь последовательно выступала за мирное разрешение накопившихся проблем, организацию диалога между сторонами, вовлеченными в противостояние.

Официальный Минск занял взвешенную позицию в украинском конфликте и неоднократно выступал с конкретными инициативами по мирному урегулированию. Такой подход белорусского руководства содействует укреплению стабильности в регионе, препятствует эскалации конфликта и вовлечению в него других государств. Российско-украинский кризис продемонстрировал, помимо всего прочего, неэффективность традиционных механизмов обеспечения международной безопасности – Совета Безопасности ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в

Европе, двусторонних и многосторонних переговорных «площадок» между Россией и государствами Запада.

В этих условиях возрастает роль региональных организаций и отдельных государств, которые в силу своего геополитического положения способны повлиять на ситуацию. Речь, в данном случае, может идти о переговорном процессе между государствами Таможенного союза / Единого экономического пространства и Европейским союзом, в рамках которого возможно разрешение политических и экономических проблем, включая мирное урегулирование на востоке Украины, транзит газа через украинскую территорию, согласование подходов в связи с подписанием Украиной соглашения об ассоциации с ЕС и др.

Беларусь в данном случае выступает важным связующим звеном между Россией и Западом.

В связи с существенным изменением геополитической обстановки в Восточной Европе необходим, на наш взгляд, пересмотр многих сложившихся стереотипов и подходов в международных отношениях.

Совершенно очевидно выдвижение на первый план проблемы сохранения международной безопасности, что должно повлечь за собой создание новых институтов и механизмов ее обеспечения с учетом интересов всех участников международной системы. Важной составляющей трансформации мировой системы должно стать уважение, гарантия суверенных прав государств на выбор политического и экономического курса, соответствующего национальным интересам, разрешение сложных вопросов без использования различного рода санкций и ограничений, цивилизованным, переговорным путем на равноправной и взаимоуважительной основе. Существенной корректировке должна подлежать ситуация в сфере разоружения и ограничения вооружений, торговле оружием. В начале XXI века государства и народы должны окончательно усвоить горькие уроки предыдущих столетий, когда накопление арсеналов оружия, их совершенствование, «бизнес» на продаже оружия являлись одной из причин кровопролитных войн.

Читайте нас в: