Польские Маршалки рассказали о перспективах сотрудничества Беларуси и Польши

403

Беларусь Польша

Известно, что Подляское воеводство активно занято в международном региональном сотрудничестве. Партнерами воеводства являются итальянские (Тренто, Ломбардия, Бользано), французские (Бургундия), финские (Хаме), немецкие (Надрения, Северная Вестфалия), шведские (Вермланд) регионы.

Как в эту разветвленную систему интернационального межрегионального взаимодействия вписывается белорусский вектор? Какие тенденции характерны для его развития? И какой опыт партнерских связей с регионами других европейских стран имеет смысл шире использовать во взаимоотношениях с регионами Беларуси? На эти и ряд других вопросов отвечает Маршалок Подляского воеводства Польши Ярослав Зыгмунт ДВОЖАНЬСКИЙ.

– Для начала немного истории. На протяжении многих лет развитие межрегионального приграничного сотрудничества между Подляским воеводством и соседними Гродненской и Брестской областью Беларуси выглядело так: культурный обмен коллективами и артистами, обмен деловой информацией между организациями поддержки бизнеса (даже между такими организациями, как ломбард часов), участие в ярмарках и выставках, сотрудничество местных органов власти и, что самое главное, – укрепление прямых контактов между государственными учреждениями и неправительственными организациями. Наши обширные контакты с субъектами других стран, приобретенный опыт и решимость ведения творческого диалога с нашими ближайшими соседями – все это имеет значительное влияние на качество и результаты сотрудничества с партнерами из Беларуси. Благодаря хорошим практическим знаниям, полученным при сотрудничестве со странами так называемой «старой демократии», нам теперь легче воплощать в жизнь идеи сообщества, ломать культурные барьеры и стремиться к взаимопониманию проблем приграничной территории. Классическим примером этого является динамично развивающееся сотрудничество в области совершенствования знаний иностранных языков населения с территории польско-белорусской приграничной полосы или охраны культурного наследия, памятников и кладбищ двух обществ.

– Большие возможности для развития сотрудничества с белорусскими партнерами Подляскому воеводству открывает участие в еврорегионе «Неман». Какие «точки роста» видятся Вам в осуществлении

– Как я уже говорил, существенным фактором для стабильного развития приграничного сотрудничества во всех его сферах является взаимодействие на уровне неправительственных организаций. Две из них – Еврорегионы «Неман» и «Беловежская пуща» – имеют теперь огромные достижения в реализации совместных проектов, финансируемых Европейским Союзом, а в результате – достижения, благодаря которым на приграничной территории Республики Польша и Республики Беларусь наступило развитие трансграничных контактов и общественных инициатив, научно-образовательного сотрудничества, культурных и спортивных мероприятий. Была оказана поддержка действиям, направленным на поддержку культурного разнообразия, поддержку национальных меньшинств, широкого понимаемого развития гражданского общества и местных сообществ. На сегодняшний день мы прекрасно сотрудничаем в области туризма. Примером этого будут трансграничные туристические проекты – «Беловежский трансграничный маршрут» по Беловежской пуще и её окрестностям или «Благоустройство и продвижение туристических маршрутов зоны Августовского канала». Только благодаря совместной реализации последнего возможно полное восстановление памятника инженерного зодчества, строительство санитарной канализации, водопроводных сетей и развитие инфраструктуры в самых привлекательных для туристов местах Августовского канала или строительство и оборудование современного Центра туристической информации на белорусской территории.этого взаимодействия в ближайшей перспективе? И какие направления партнерских связей еще необходимо активизировать в этой связи для более полной реализации существующего в данном еврорегионе интеграционного потенциала?

Проектов, реализованных при посредничестве еврорегионов, насчитывается сотни, также как установленных партнерских отношений между учреждениями, организациями и местными органами власти. В результате были проведены культурные и спортивные, научные и образовательные мероприятия, конференции и экономические миссии, художественные семинары-практикумы, фестивали и фотоконкурсы, театральные конкурсы, конкурсы кино, народного рукоделия, классической и популярной музыки. Благодаря еврорегиональному сотрудничеству также имело место развитие взаимодействия служб здравоохранения и служб скорой медицинской помощи, что привело к ежегодным Подлясским соревнованиям бригад скорой медицинской помощи или учреждение на основе медицинских учебных заведений Еврорегионального медицинского центра, который явился платформой для обмена научными кадрами и студентами, проведения совместных исследований и публикаций.

Из опыта  еврорегионального сотрудничества, из его достижений и контактов, на которых основывается доверие, а также возможности ознакомления с потребностями партнеров – вот то, с чего берут начало идеи инвестиционных проектов, которые в настоящее время реализуются и финансируются из фондов Европейского союза. Вспомню хотя бы о многомиллионных инвестициях в развитие инфраструктуры, приобретение современного медицинского оборудования и лабораторной аппаратуры в Белостокском онкологическом центре или Гродненской областной клинической больнице. Есть много подобных примеров, но многое еще предстоит сделать, потому можно более активно сотрудничать, расширять сферы сотрудничества и таким образом интегрировать жителей и приграничные регионы.

– Подляское воеводство является восточными воротами Европейского союза. Оно соседствует с Беларусью, которая вместе с Казахстаном и Россией входит в создаваемый сегодня Евразийский экономический союз. Учитывая опыт интеграционного строительства на постсоветском пространстве, уже сегодня можно уверенно прогнозировать, что именно регионы станут основной движущей силой сближения экономик стран Европейского и Евразийского экономического союза. С учетом географического расположения Подляского воеводства можно также прогнозировать его ведущую роль в осуществлении этой геополитической концепции. В какой мере Подляское воеводство готово к такому многостороннему взаимодействию с регионами стран бывшего Советского Союза? И какие видит перспективы и сложности на этом пути сегодня?

– Экономическое сотрудничество и внешняя торговля в экономике воеводства должны играть очень важную роль из-за трансграничного расположения воеводства. Это как раз и является сильнейшей стороной нашего региона, так как дает возможность торговых контактов и сотрудничества с нашими восточными соседями – Литвой, Беларусью, Россией, а также с Украиной. Тем не менее, показатели внешней торговли воеводства являются одними из самых низких в стране, а в направлениях экспорта доминирует продажа на рынки бывшего Советского Союза, в то время как импорт осуществляется из стран Евросоюза. Среди возможностей для развития, которые обеспечивает не только интеграция рынков в рамках Европейского Союза и экономик в странах, не являющихся членами ЕС, важную роль играет и будет играть улучшение транспортной доступности региона при посредничестве I Пан-европейского транспортного коридора (Via Baltica, Rail Baltica). Решение транспортных проблем позволит улучшить качество транспортного сообщения воеводства (Белосток пересекают две дороги класса «автомагистраль»), повысит доступность региона для туристов, приезжающих с восточной и северо-восточной границы, а также для путешествующих транзитом, обеспечит исправное передвижение людей и товаров через границу – восточную границу Европейского Союза. Проблемой, вероятно, останется приграничная инфраструктура, которая постоянно и постепенно модернизируется, но не полностью адаптирована к этому возросшему наплыву людей и товаров. Отсюда часто  многокилометровые очереди грузовых автомобилей  – не чуждый нам вид на пограничных переходах с Беларусью. Инфраструктура и повышение пропускной способности пограничных переходов, совершенствование процедуры таможенного оформления и упрощение визового режима – это все должно быть наиважнейшим направлением наших общих с партнерами из Беларуси усилий.

Интервью с Маршалком Люблинского воеводства Польши Кшиштофом Гетманом

Также на вопросы автора согласился ответить Маршалок Люблинского воеводства. Расположение воеводства на границе Западной и Восточной Европы наделяет его огромным потенциалом развития. Как в существующую систему международного регионального сотрудничества воеводства вписывается сегодня белорусский вектор? Какие тенденции характерны для его развития? И какой опыт реализации партнерских связей с регионами других европейских стран, имеющийся у воеводства, имеет смысл шире использовать во взаимоотношениях с регионами Беларуси? На этот и ряд других вопросов отвечает Маршалок Люблинского воеводства Польши Кшиштоф ГЕТМАН.

– Мы понимаем, что наше расположение на границе между Западной и Восточной Европой является уникальным потенциалом в международном масштабе, что позволяет нам наладить сотрудничество во многих сферах. Мы ищем деловых партнеров за границей, устанавливаем контакты с местными властями, реализуем совместные культурные проекты, ищем лучшие решения для развития туризма и окружающей среды. Мы открыты для сотрудничества с западными и восточными регионами. В Люблине, столице Люблинского воеводства, проходит Восточный экономический форум „Lub-Invest” («Люб-Инвест»). Программа Форума наполнена презентациями инвестиционных предложений городов и регионов Восточной Польши, а также самоуправлений стран-партнеров Беларуси, Казахстана, России, Молдовы и Украины. Наши предприниматели принимают участие в международных выставках и обучающих миссиях в странах, которые в полной мере используют свой экономический потенциал. В середине июня в Люблине состоялась крупная конференция, в которой принимали участие руководители Отделов содействия торговле и инвестициям, работающих при дипломатических представительствах Республики Польша в ряде стран мира, в том числе и в Беларуси. О сотрудничестве с белорусскими партнерами велась беседа в апреле этого года на VI Инвестиционном форуме в Бресте. Люблинские предприниматели имели возможность ознакомиться с инвестиционным предложением Брестской области и свободной экономической зоны «Брест». Вместе с белорусскими партнерами мы реализуем также совместные проекты в рамках Программы Польша-Беларусь-Украина. Каждый опыт является очень важным для нас. Мы строим хорошие отношения, устанавливаем контакты и обмениваемся информацией. Мы понимаем, что наше геополитическое положение создает для нас естественные условия для выполнения функции центра контактов между регионами восточной Польши и регионами Беларуси. Я убежден, что мы все можем многому научиться друг от друга.

– Интересные варианты для развития сотрудничества с белорусскими партнерами Люблинскому воеводству открывает участие в еврорегионе «Буг». Какие «точки роста» видятся Вам в осуществлении этого взаимодействия в ближайшей перспективе? И какие направления партнерских связей еще необходимо активизировать в этой связи для более полной реализации существующего в данном еврорегионе интеграционного потенциала?

– Мы выступили с инициативой разработки Стратегии Трансграничного сотрудничества Люблинского воеводства, Волынской области, Львовской области и Брестской области на 2014-2020 годы. Стратегия формируется в Маршалковском управлении Люблинского воеводства. Подробности документа мы предоставим через несколько месяцев, но уже теперь я могу заверить вас, что этот документ станет основой для реализации всех проектов, которые будут способствовать развитию трансграничной территории. Мы намерены включить в него ожидаемые территории содействия со стороны Евросоюза, а также конкретные рекомендации для новой Программы Польша-Беларусь-Украина на новую перспективу до 2020 года. В документе мы укажем несколько отраслей сотрудничества, а также, возможно, предложения по совместным ключевым проектам. Уже сейчас мы можем сказать, что для нас важно экономическое сотрудничество, прежде всего, понимаемое нами как поддержка, содействие и создание условий для инвестиций компаний на приграничной территории. Мы также делаем ставки на развитие туризма и реализацию культурных проектов. Для интеграции регионов также важно улучшение коммуникационной инфраструктуры. Следующими сферами сотрудничества, на которые мы указываем в стратегии, являются окружающая среда, наука и высшее образование. Трансграничная стратегия – это предзнаменование качественно нового этапа трансграничного сотрудничества. Это также вызов властям Люблинского воеводства, Львовской, Волынской и Брестской областей. Этот документ станет основой для создания новых трансграничных операционных программ и для получения средств в новой финансовой перспективе. О необходимости содействия развитию и использования потенциала трансграничных территорий мы также ведем речь в Стратегии развития Люблинского воеводства на 2014-2020 годы. Для развития этих областей важна поддержка усилий, направленных на строительство и расширение пограничных переходов, а также на создание условий для развития логистических и выставочных центров.

– Люблинское воеводство можно назвать восточными воротами Европейского союза. Именно здесь проходят самые важные межконтинентальные авто- и железные дороги, которые соединяют Брюссель, Берлин и Варшаву с Москвой, Вильнюсом, Минском, Киевом, Львовом, Одессой. Люблинское воеводство соседствует с Беларусью, которая вместе с Казахстаном и Россией входит в создаваемый сегодня Евразийский экономический союз. Учитывая опыт интеграционного строительства на постсоветском пространстве, уже сегодня можно уверенно прогнозировать, что именно регионы станут основной движущей силой сближения экономик стран Европейского и Евразийского экономического союза. С учетом географического расположения Люблинского воеводства можно также прогнозировать его ведущую роль в осуществлении этой геополитической концепции. В какой мере Люблинское воеводство готово к такому многостороннему взаимодействию с регионами стран бывшего Советского Союза? И какие видит перспективы и сложности на этом пути сегодня?

– Мы граничим с Беларусью, но и сотрудничаем с партнерами из России и Казахстана. Люблинское воеводство подписало соглашение о партнерстве с Новгородской областью. С российскими партнерами мы сотрудничаем, в том числе в области культуры, образования, молодежных обменов, сельского хозяйства и экономики. В течение нескольких лет мы участвуем в Форуме регионов Польша-Россия. В апреле этого года вместе с маршалком Варминско – Мазурского воеводства г-ном Яцком Протасем в качестве представителей Союза воеводств Польши приняли участие в поездке в Казахстан, основной целью которой была предварительная подготовка к  запланированному на сентябрь Форуму регионов Польши и Казахстана. Во время многочисленных встреч мы говорили о региональной политике, развитии и усилении роли локальной общественности, а также о концепции дальнейшего развития отношений на региональном уровне между регионами Польши и Казахстана, с акцентом на экономический аспект. Возможностью разговора о сотрудничестве с казахстанскими партнерами явился визит на Любельщину Посла Республики Казахстан Эрика Утембаева в Люблин. Мы встретились с ним вместе с мэром города Люблина Кшиштофом Жуком. Нами был предложен ряд проектов в области экономики, логистики и обмена опытом по вопросам децентрализации территориального самоуправления. В экономической сфере, это как коммерческое, так и инвестиционное предложение нескольких люблинских компаний, адресованных казахстанскому рынку. Я убежден, что наше прошлое сотрудничество с регионами Беларуси, России и Казахстана является только прелюдией к дальнейшим совместным начинаниям.