Обучение в вузах Беларуси сократят до четырех лет

319

С сентября 2012 года большинство вузов Беларуси  перейдут на четырехлетний срок обучения. Об этом, как передает корреспондент БЕЛТА,  сообщил  министр образования Сергей Маскевич.

По словам Сергея Маскевича, все  рекомендации к концепции уже подготовлены.

Ещё в  прошлом году Президент страны поставил задачу проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок и исключить дублирование предметов школьной и вузовской программ. Новая  концепция преподавания социально-гуманитарного блока предполагает:

  1. уменьшение  количества аудиторных часов;
  2. увеличение самостоятельной работы студентов;
  3. исключение дублирования дисциплин, которые проходят в общеобразовательных учреждениях.

«Оптимизация социально-гуманитарного блока дисциплин направлена на повышение эффективности воздействия данных дисциплин на формирование личности молодого человека, его мировоззренческой, патриотической и духовной составляющих. Для этого предложено лучше взаимосогласовывать содержание различных дисциплин социально-гуманитарного блока между собой и с дисциплинами специальности», — отметил  Сергей Маскевич.

В настоящее время ведётся  активная работа по оптимизации двухступенчатой системы высшего образования. По словам министра образования, предполагается усовершенствовать  содержание образовательных программ как 1-й, так и 2-й ступени. Всё это направлено на то,  чтобы сократить срок обучения на 1-й ступени до 4 лет и усилить магистратуру.

«При этом обе программы будут более практикоориентированными», — подчеркнул Сергей Маскевич.

Также по словам Сергея Маскевича, рассматривается вопрос о введении полной платы за обучение на невостребованных специальностях. Речь, прежде всего,  идет о специальностях юридического и экономического профилей.

«Мы сейчас прорабатываем предложения о введении платы за обучение по специальностям юридического и экономического профилей с полным возмещением затрат на обучение. В указе главы государства установлена максимальная рентабельность для специальностей, которые пользуются особым спросом. Бюджетный набор — это заказ государства именно на тех специалистов, в которых остро нуждаются отрасли экономики страны, а все остальное — личное желание абитуриента и его родителей», — уточнил Маскевич.

Министр образования отметил, что около 25 % опрошенных выпускников собираются поступать на экономику.

«Так почему государство должно субсидировать их учебу? Есть ли такая потребность на рынке труда? Конечно, нет», — поясняет он.

С точки зрения Минобразования необходимо оставить господдержку студентов-платников, обучающихся по специальностям, в которых сегодня особенно заинтересована страна: естественно-научные, технические, медицинские.

В целом Сергей Маскевич отметил, что «система образования является одним из самых важных секторов в социальной сфере нашего государства». Те процессы, которые происходят в системе образования, непосредственно связаны с тем, что происходит в мире. Глобализация, информатизация современного общества и   5-6-й технологические уклады, которые предъявляют очень жесткие требования к качеству подготовки специалистов  — вот те факторы, которые  определяют стратегию развития системы образования Республики Беларусь.

«Все эти факторы нужно учитывать при формировании содержания образования, определении необходимых и перспективных педагогических технологий и форм образования «, — подчеркнул Сергей Маскевич.

Также он добавил, что «содержание образования на всех этапах должно ориентироваться на подготовку специалиста, который будет готов осуществлять свою профессиональную деятельность в глобальном пространстве».

«Это должна быть личность, которая будет готова реализовать свой потенциал в интересах страны, иметь внутреннюю мотивацию к этому», — заявляет Маскевич.