Беларусь впереди стран СНГ по индексу человеческого развития

422

Беларусь по индексу человеческого развития опережает все страны СНГ и занимает 65-е место среди 187 стран мира. Об этом сообщил представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук на презентации Доклада о человеческом развитии за 2011 год, передает корреспондент БЕЛТА.

Положение Беларуси в рейтинге стабильно на протяжении пяти лет и это хорошее достижение, подчеркнул Антониус Брук. В численном выражении индекс человеческого развития с 2005 по 2011 год вырос с 0,723 до 0,756 — на 5%, или на 0,8% в среднегодовом исчислении.

Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. В этой же группе стран Российская Федерация — на 66-м месте, Казахстан — на 68-м, Грузия — на 75-м, Украина — на 76-м, Армения — на 86-м, Азербайджан — на 91-м. Из стран бывшего Советского Союза Молдова вошла в третью группу стран со средним уровнем человеческого развития и занимает 111-е место, а прибалтийские государства — в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития (Эстония — на 34-м месте, Литва — на 40-м месте, Латвия — на 43-м месте).

Рейтинги стран по докладу 2011 года нельзя сравнивать напрямую из-за того, что в последний рейтинг вошли еще 18 стран и теперь индекс человеческого развития охватывает 187 стран и территорий, подчеркнул Антониус Брук.

По его мнению, Беларусь «может и дальше улучшать свой рейтинг, не стоит останавливаться на достигнутом — всегда есть над чем работать». Он добавил, что не был включен индекс гендерного неравенства из-за непредоставления официальных данных. «Если пересчитать индекс человеческого развития Беларуси с учетом гендерного неравенства (вернее, отсутствия такового), то Беларусь заняла бы в рейтинге стран более высокое место», — уверен Антониус Брук.

Отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА о причинах непредоставления данных по гендерному неравенству, Антониус Брук пояснил, что для формирования индекса нужны официальные данные, сопоставимые с другими странами, отражающие текущую ситуацию в стране. Начальник отдела по сотрудничеству с международными организациями и координации технической помощи Министерства экономики Иван Бельчик добавил, что статистика предоставляется Белстатом и на момент отчета не хватало лишь одного показателя по уровню образования в одной из возрастных групп.

По индексу человеческого развития, согласно докладу, лидируют Норвегия, Австралия, Нидерланды, а замыкают рейтинг Бурунди, Нигер, Демократическая Республика Конго.

Ежегодные глобальные доклады о человеческом развитии публикуются ПРООН с 1990 года в качестве независимого и эмпирически обоснованного анализа тенденций, прогресса и политики в области развития. Тема последнего доклада — «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех». Как отметил Антониус Брук, устойчивость — это основополагающий документ социальной справедливости как для нынешнего, так и для будущих поколений. «Если темп развития, который был в течение предыдущих 40 лет, сохранится еще 40 лет, то к 2050 году большинство стран достигнут такого же высокого уровня человеческого развития, который демонстрирует 25% стран, находящихся на верху рейтинга, — сказал он. — Однако эти положительные тенденции могут быть резко замедлены или даже обращены вспять из-за новых вызовов».

В докладе внимание сосредоточено на проблеме достижения устойчивого и обеспечивающего равные возможности прогресса. Взгляд с этих двух точек зрения показывает, как деградация окружающей среды усиливает неравенство через неблагоприятное воздействие на людей, и без того находящихся в неблагополучном положении, и как неравенство в человеческом развитии в свою очередь усиливает экологическую деградацию.

Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом неравенства, помогает лучше оценить уровень развития всех сегментов общества. Индекс человеческого развития с учетом неравенства и два других составных индекса (индекс многомерной бедности и индекс гендерного неравенства) были разработаны в дополнение индекса человеческого развития, основанного на средних страновых показателях школьного образования, ожидаемой продолжительности жизни при рождении и душевого дохода.