Сегодня, 6 декабря, Александр Лукашенко потребовал от Владимира Путина единых с РФ цен на газ.
Лидеры двух стран встретились в рамках саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и публично поспорили о цене на российский газ для нашей страны.
По словам белорусского лидера, тариф, который применяет «Газпромом» для транспортировки газа из Ямало-Ненецкого автономного округа до Беларуси, составляет примерно 3 доллара за 1000 куб. м на 100 км. В то время как тариф для российских потребителей — около 1 доллара. То есть, в 3 раза дешевле.
В результате, российский газ для Беларуси обходится почти в 130 долларов за 1000 куб., а оптовая цена для потребителей Смоленской области (граничит с республикой) примерно в 2 раза ниже — 70 долларов.
В структуре цены на газ для Беларуси доля платы за транспортировку по территории РФ превышает 70%, отметил Лукашенко.
В ответ Владимир Путин предложил коллеге детальнее рассмотреть данный вопрос в закрытой части заседания. Он рекомендовал белорусским властям смотреть не на тариф на прокачку газа, а на конечную цену топлива: «Сегодня у Беларуси 129 долларов за 1000 куб. В следующие году будет 127 долларов, а в ФРГ — 250 долларов. Это безусловно большое преимущество для наших союзников по ЕАЭС, хотя, разумеется, нам нужно стремиться к унификации, но для этого необходимо время и другой уровень интеграции между нашими государствами».
По словам российского лидера, если бы Москва продавала Минску газ по рыночной цене, то она составила бы около 200 долларов.
«Владимир Владимирович, это неправильные у вас условия. Мы имеем худшие условия, чем Германия. Вроде воевали против Германии вместе. Они имеют 200 долларов, а мы 130 долларов, так как туда еще 3000 км качать надо», — прокомментировал его слова Лукашенко.
Он еще раз напомнил Путину, что Евразийский союз создавали для свободного перемещения товаров между странами, которые в него входят. А при разном ценообразовании топлива для российских и белорусских потребителей это невозможно: «Простой вопрос — как конкурировать в этой ситуации? Отсутствие согласия по единому нефтегазовому рынку не позволяет союзу прогрессировать более быстрыми темпами. На смену устраняемым барьерам в ЕАЭС возводятся новые».