Мэр Риги: «В Риге в год перегружается около 3 миллионов тонн белорусских грузов»

285

Нил УШАКОВ мэр РигиЕще 29 марта 1999 года Рига заключила Соглашение о сотрудничестве с Минском. В числе основных направлений этого регионального взаимодействия значатся: развитие транзитных потоков и туризма, охрана окружающей среды, инвестиционное сотрудничество.

Как сегодня можно оценить нынешний потенциал партнерских связей двух столиц? Какие подходы сторонам следует инициировать в ближайшее время, чтобы это сотрудничество стало приносить еще более ощутимую пользу столичным жителям, как в Латвии, так и в Беларуси? И что сегодня уже делается для реализации таких подходов? На эти и ряд других вопросов отвечает председатель Рижской городской думы Нил УШАКОВ.

– Партнерские связи Риги и Минска имеют давние традиции. В последние годы партнерство между двумя столицами активизировалось, тем не менее потенциал сотрудничества в инновационном бизнесе, в сфере транспорта, логистики, туризма и в области использования мощностей Рижского свободного порта исчерпан не в полной мере. 25 октября  2012 года в белорусском городе Молодечно состоялось восьмое заседание Латвийско-Белорусской межправительственной комиссии, на котором были уточнены актуальные направления дальнейшего сотрудничества. Было решено активизировать сотрудничество между Ригой и Минском в сфере инновационного   предпринимательства и создания новых рабочих мест. В январе 2013 года в Риге был подписан протокол о сотрудничестве и взаимодействии между Департаментом  городского развития Рижской Думы и Комитетом экономики Минского городского исполнительного комитета, согласно которому столицы будут обмениваться опытом в разработке нормативных актов по совершенствованию систем местного муниципального управления, а также по вопросам экономической и индустриальной политики на уровне городской исполнительной власти посредством проведения мероприятий в области инновационного предпринимательства и создания новых рабочих мест. На подготовительном этапе находится проект соглашения о взаимном сотрудничестве между Восточной исполнительной дирекцией Риги и Партизанским районом Минска. Для укрепления сотрудничества Посольством Республики Беларусь в Латвийской Республике было предложено рассмотреть возможность организации и проведения в этом году осенью в Риге Дней Минска с участием предпринимателей.  Дни Минска в Риге запланированы во время проведения очередного заседания Межправительственной комиссии.

– Как Вы в целом оцениваете возможности и перспективы сотрудничества рижских и минских предпринимателей?

– Правительство Латвийской Республики и руководство Риги уделяет большое внимание активизации индустриальной политики.  На поддержку инновационных предпринимательств будут выделены значительные ресурсы. С участием Риги планируется создать технологический парк, в котором в будущем мы видим перспективы сотрудничества с инновационными компаниями Минска. Рижская Дума намерена использовать опыт  ООО  «Минский городской технопарк» в создании новых технопарков и реализации инновационных проектов в Риге. Республика Беларусь участвует в конкурсе закупки автобусов и троллейбусов для Риги.

– Разговоры о создании логистической инфраструктуры с белорусским участием в Рижском свободном порту идут уже не первый год. На какой фазе развития находится сегодня реализация данного проекта? И какие перспективы видятся Вам в этой связи в ближайшем будущем?

– Инфраструктура логистики Латвийской Республики, а также в Рижском Свободном порту в настоящее время довольно фрагментирована.  Чтобы повысить эффективность действия сектора логистики, происходит процесс консолидации компаний. Создан «Латвийский кластер логистики», цель которого – развивать инновационные услуги логистики, способствовать повышению международной конкурентоспособности и экспортного потенциала логистических услуг компаний, которые входят в этот кластер. Участие в кластере является открытым, и белорусские предприниматели могут участвовать в его работе на взаимовыгодных условиях. В настоящее время участниками кластера являются  17 компаний и три высших учебных заведения. Думаем, что участие в латвийском кластере логистики основных белорусских грузоотправителей и логистических компаний могло бы дать позитивный синергетический эффект всем коммерсантам, которые входят в международную цепь логистики. Рига является крупнейшим портом в странах Балтии. В год порт может перегрузить до 45 миллионов тонн грузов. В 2012 году здесь был достигнут рекордный грузооборот – 36 миллионов тонн. Потенциал порта еще не исчерпан полностью. Объёмы можно увеличить на 9 миллионов тонн. С Республикой Беларусь в настоящее время  имеется очень хорошее сотрудничество: в Риге в год перегружается около 3 миллионов тонн белорусских грузов, из которых около 2,5 миллионов тонн являются нефтепродуктами и 0,5 миллиона тонн – контейнерные грузы. В Рижском свободном порту на правом берегу Даугавы строится новый контейнерный терминал. Для увеличения объёмов транзита  большую роль имеет создание контейнерного  поезда „Zubr” на линии Рига – Минск – Ильичевск. В порту развиваются новые терминалы  для перегрузки навалочных и наливных грузов.  В сотрудничестве с Латвийской железной дорогой ведутся работы по удлинению железнодорожных подъездных путей для этих проектов. В Рижском свободном порту имеется и большой инвестиционный потенциал для строительства терминалов для грузов, которые могут заинтересовать белорусских предпринимателей. Здесь в наличии 445 гектаров свободной территории, на которой можно построить терминалы, точки распределения грузов, объекты логистической инфраструктуры и складские помещения. В порту можно арендовать землю до 45 лет.   Рижский свободный порт имеет статус специальной экономической зоны и льготные налоговые условия.

– Еще одно интересное и перспективное направление латвийско-белорусского делового взаимодействия – промышленная кооперация в виде создания совместных предприятий и сборочных производств. Каков реальный потенциал Риги в этой области? Речь о каких конкретных предложениях и проектах может идти здесь в обозримой перспективе?

– Промышленная кооперация в виде создания совместных предприятий  и сборочных производств является одной из недостаточно используемых возможностей сотрудничества между Ригой и Минском. Считаем, что большие возможности для создания новых совместных предприятий в Риге имеют компании, которые работают в отраслях машиностроения и транспортного машиностроения. Сейчас рассматривается возможность создания совместного предприятия  по монтажу автобусов и троллейбусов в столице Латвии. Продолжается работа по созданию  совместного предприятия между АО «Рижский завод автоэлектроприборов»  и  заводом „Evistor” в Витебске.

– Известно, что Латвия и Беларусь являются важными и взаимодополняющими партнерами в сфере транспорта и транзита товаров. Каковы возможности Риги в плане наращивания грузопотоков из Беларуси? И на решение каких проблемных вопросов в этой области сторонам целесообразно обратить более пристальное внимание, чтобы сохранить наблюдаемую сегодня позитивную динамику?

– В сфере транспорта, транзита и логистики возможности Рижского свободного порта еще не исчерпаны.  Латвийская железная дорога в 2012 году достигла рекордного грузооборота – 60,6 миллионов тонн. Поэтому производятся крупные инвестиции в реконструкцию восточной магистрали Латвийской железной дороги для увеличения  пропускной способности  инфраструктуры. Также идут работы по расширению и реконструкции  железнодорожных подъездных путей Рижского свободного порта. Идёт работа над тем, чтобы использование транспортных коридоров Латвии и тарифы портов были бы конкурентоспособны по сравнению с тарифами других портов Балтийского моря. Как латвийское, так и белорусское правительство должны работать над тем, чтобы эффективно решить все возможные бюрократические или физические барьеры, которые препятствуют развитию транзитного сектора экономики. Это относится к препятствиям на национальных границах, к улучшению работы таможенных служб, снижению транзитных тарифов и улучшению  качества  транспортной инфраструктуры.

– Важная роль в укреплении торгово-экономического сотрудничества между нашими странами отводится таким структурам, как Общество содействия латвийско-белорусским экономическим связям, Белорусско-Латвийский Совет делового сотрудничества, Латвийское представительство Белорусской Республиканской конфедерации предпринимательства. Каково участие представителей Риги в этих структурах?

– Представители Риги активно сотрудничают с Латвийско-Белорусским Советом делового сотрудничества, заместителем сопредседателя  которого является Армандс Крузе – начальник Стратегического управления Департамента городского развития Рижской Думы.