«Линкольн»: «Равенство есть начало начал; демократия не есть хаос»

380

Авраам Линкольн. 16-й президент США. Глава Белого дома в эпоху Гражданской войны. Автор конституционной поправки об отмене рабства в Соединённых штатах. Объединитель аболиционистского Севера и рабовладельческого Юга. Один из любимых героев американского народа. Культовая фигура для всего прогрессивного человечества.

Стивен Спилберг. Самый кассовый режиссёр в истории кино. Неоднократный обладатель самых престижных наград. Признанный специалист в сфере научной фантастики, мастер боевиков и фильмов ужасов. Знаменитейшая персона мирового шоу-бизнеса.

Этот симбиоз выглядел многообещающе. Согласно афише и авторитету режиссёра, картина «Линкольн» должна была стать образцовой биографической лентой. Но этих ожиданий фильм, на удивление, не оправдал.
Совершенно неизбежно сравнение «Линкольна» с «Джанго освобождённым». Обе ленты появились в прокате примерно в одно время, обе повествуют об одной эпохе, обе сняты знаменитыми режиссёрами, наконец, обе номинированы на премию «Оскар».

Палата представителей Конгресса США — место действия большей части картины

Как оказалось, «Линкольн» изрядно уступает «Джанго» в смотрибельности с точки зрения зрителя. «Джанго» – кино массовое в позитивном понимании этого эпитета. «Линкольн» же – кино крайне специфическое. По большому счёту, оно может быть по-настоящему интересно лишь историкам, биографам 16-го американского президента и любителям старины. Сухость и аскетичность картины Стивена Спилберга резко контрастирует с живым, как ртуть, повествованием Квентина Тарантино. От «Линкольна» за милю отдаёт нафталином, с него придётся сдувать историческую пыль. Если действие «Джанго» как будто происходит на глазах у зрителя, то первая ассоциация с «Линкольном» – мёртвые страницы учебника истории под монотонный бубнёж несознательного преподавателя.
Абсолютно неожиданно Стивен Спилберг снял унылый, скучный, нединамичный фильм, что более чем странно, учитывая послужной список режиссёра. Главное – непонятно, почему из всей биографии Авраама Линкольна оказался взят лишь последний этап его жизни, да и тот изображён невнятно.

Члены Демократической партии поражены присутствием в зале заседаний представителей расовых меньшинств

Собственно, авторы фильма обманули зрителя. За декорациями биографической драмы «Линкольн» скрывается документальный фильм «Тринадцатая поправка». Именно она доминирует на протяжении всей ленты. И это неоправданно, ибо, при всей важности известной поправки, вряд ли она заслуживает такого пристального изучения на протяжении двух с половиной часов.

 

Отец Авраам и старший сын Роберт — единственный из детей, доживший до зрелого возраста



Тринадцатая поправка к Конституции США – поправка об отмене рабства на всей территории Штатов. Была предложена президентом Линкольном и утверждена Конгрессом США. Фактически, оказалась предвестницей акта о капитуляции армии конфедератов-южан.

 

Президент Линкольн с младшим сыном



Собственно, вот вам и описание фильма «Линкольн». Битых два с половиной часа режиссёр рассказывает зрителю о всех хронологических подробностях принятия Тринадцатой поправки. Стоит заметить, что сцена решающего голосования в Палате представителей получилась очень напряжённой и интригующей (разумеется, для тех зрителей, которым заранее не был известен итог голосования). Однако же сцена убийства Линкольна – просто курам на смех.

Супружеская пара: Авраам и Мэри Тодд Линкольн

Вообще же, картина даёт исчерпывающие сведения об особенностях политической борьбы в США середины XIX века. Да и вообще, к исторической реконструкции создатели фильма отнеслись с должным пиететом. Безупречные декорации, внимание к тончайшим деталям обстановки создают на экране замечательную картинку событий полуторавековой давности. Техническая сторона «Линкольна» наверняка придётся по вкусу американским киноакадемикам. Действительно, у Спилберга и компании получилось едва ли не идеальное (без промахов не обошлось: к примеру, флаг США аж с 50 звёздами вместо 25 или 36) погружение в исторические реалии. В этом смысле «Линкольн» действительно хорош.

 

Президент на поле боя



А чем наиболее значимо это произведение – так это удивительно точно подобранным исполнителем главной роли. Держу пари, многие поклонники Авраама Линкольна, увидев на экране Дэниела Дэй-Льюиса, воскликнули или подумали: «Ба, ведь я представлял его себе именно таким!». Ирландский актёр стал главным украшением всей картины. Фактически, его работу вполне можно назвать операцией по оживлению мраморной статуи из вашингтонского мемориала. Линкольн в исполнении Дэй-Льюиса предстаёт реальной исторической фигурой – легендарной, но не забронзовевшей. Благодаря Дэй-Льюису зритель может представить себе, как жил знаменитый президент, какое у него было окружение, чем он руководствовался в своих поступках. Честный Эйб выглядит действительно впечатляюще, давая возможность осознать (неполным образом, из-за ограниченности времени действия) масштаб своей личности.

Дэвид Стрэтэйрн в роли государственного секретаря США Уильяма Сьюарда — когда-то главного соперника Авраама Линкольна, ныне — верного соратника президента

 

Томми Ли Джонс в образе конгрессмена Тадеуша Стивенса, ведущего разбор полётов в Республиканской партии

Актёры второго плана также сыграли своих персонажей очень достойно. Отметим работу Дэвида Стрэтэйрна (государственный секретарь США Уильям Сьюард) и Томми Ли Джонса (член Палаты представителей США Тадеуш Стивенс). Эти актёры по значимости своих персонажей вполне могут посоперничать и с самим президентом.
Остальные же участники картины не так харизматичны, и представляют ценность разве что в эпизодах. Пару сцен получились очень трогательными благодаря неподражаемым афоризмам президента Линкольна.

 

Джаред Харрис в роли генерала Улисса Гранта — главнокомандующего армией северян



На удивление, осталась неиспользованной тематика Гражданской войны. За исключением вступительного эпизода и нескольких встреч федералистов-северян с руководством южан, никакого фона в «Линкольне» не чувствуется. Не показаны и условия существования негров и «цветных», права которых так яростно отстаивает Республиканская партия. Честно говоря, «Линкольн», в отличие от «Бобби», например – исключительно камерная лента, в которой ужасы войны, человеческие чувства и положение страны оставлены за окнами Палаты представителей, дебатирующей Тринадцатую поправку.

 

Дебаты по Тринадцатой поправке в самом разгаре

Это произведение Стивена Спилберга даёт лишь отдалённое представление о становлении личности Авраама Линкольна, но заставляет поностальгировать по временам, когда глава американского государства действительно происходил из народа и действовал во имя народа, а люди свято верили в справедливость и торжество закона. На фоне нашего расчётливого времени президент Линкольн в исполнении Дэниела Дэй-Льюиса заслуженно выглядит полубогом с романтичным ореолом добродушия, искренности и честности.

«Линкольн»/“Lincoln” (7/10)

  • Режиссёр: Стивен Спилберг
  • Жанры: драма, военный, биография, история
  • Страна производства: США
  • Продолжительность: 2 часа 30 минут

http://youtu.be/gcJwc-oLWFg