«Джанго освобождённый»: «Ничё так, жрать можно!»

393

Фраза одного из эпизодических персонажей нового фильма Квентина Тарантино превосходно подходит для описания всего спагетти-вестерна в целом.

«Джанго освобождённый» – прекрасное блюдо от шеф-повара Тарантино, состоящее из ингредиентов, нежно любимых завсегдатаями личного ресторана Квентина. Тем не менее, это блюдо вряд ли можно отнести к шедеврам тарантиновской кулинарии.

Казалось бы, «Джанго» – раздолье для гурмана. Фирменные диалоги (пусть и в несколько облегчённой версии), харизматичные персонажи (пусть на этот раз и чётко разделённые на чёрных хороших и белых плохих парней), занимательный сюжет (пусть и обрубленный типичным для картин этого режиссёра финалом). Наконец, господство на экране настоящей жизни: без всяких прикрас, без излишних соплей, без навороченной философии – то, благодаря чему Квентин Тарантино обрёл вполне заслуженную репутацию правдоруба-нонконформиста. Так откуда же взялась ложка дёгтя в этой замечательной бочке мёда?

Доктор Кинг Шульц и Джанго: обряд посвящения в охотники за головами

Пусть поклонники Тарантино не пугаются: «Джанго» – действительно стоящий фильм. Очень трогательный, не обременённый морализаторством. Весьма реалистичный, немного романтичный и в целом – жизнеутверждающий. Не являясь явным почитателем Квентина Тарантино, я, тем не менее, обязан выразить ему благодарность. Этот американский парень умеет снимать яркие, знаковые ленты. Его стиль – целое направление в современном кинематографе. Фильмы Квентина (и «Джанго» здесь не исключение) – это фильмы о людях. Не о шаблонных персонажах разной степени достоверности, но о живых людях.

Дон Джонсон в роли Большого папы Беннета

«Джанго» оставляет на душе удовольствие от созерцания (браво операторам и костюмерам), наслаждение от прослушивания (музыка совершенно на высоте). Но куда важнее то, что «Джанго» вдохновляет. Вдохновляет жить по совести и закону, как достопочтенный дантист доктор Кинг Шульц. Вдохновляет неистово любить и отважно сражаться за любовь, как Джанго. Весь фильм, пропитанный романтикой старого доброго времени американского Запада середины позапрошлого века – эликсир вдохновения для романтично настроенных жителей современных мегаполисов.

«Джанго» радует своей простотой, правдивостью (порой и жестокой, а вы что хотели), искренностью. Помимо прочего, эта лента Квентина Тарантино – неплохой урок истории для любителей покидать зигу. Рабство в Соединённых Штатах – доминанта всего повествования. И одна из ключевых мыслей картины – как раз равенство всех людей в правах от рождения. Я белый, а ты чёрный – и это натурально. И так же натурально, что мы оба можем учиться, работать и зарабатывать, любить, развлекаться, творить.

Но здесь Тарантино, очевидно, прогнулся под систему перегнул палку. Все персонажи «Джанго» чётко отнесены к положительным/отрицательным именно по расовому признаку. Все бледнолицые выставлены мерзкими подонками (про доктора Шульца будет ремарка ниже): даже торт – и тот у них белый. Зато все негры афроамериканцы выглядят исключительно как агнцы божии. Сие неудивительно, с учётом захлестнувшей Европу и Америку эпидемии воинствующей политкорректности. Однако от кого-кого, а от Тарантино этого ожидать было ну никак нельзя. Жаль. Как бы ни хотелось сценаристам, но такого не бывает и быть не может. Надеюсь, никто не наметил немедленно обвинять автора этих строк в расизме?

Бой чернокожих гладиаторов

На самом деле, крайне серьёзную драматическую тему режиссёр переносит на экран, чуточку иронизируя. Конечно, Тарантино не глумится, но добавляет в свой кулинарный шедевр щепотку соли горсточку отменного чёрного юмора. Может, в этот раз, диалоги получились немного обеднёнными, но планка держится на прежнем уровне.

Ходят слухи, что Квентин Тарантино собираются выпустить режиссёрскую версию картины. Это было бы логичным, ибо сюжет выглядит несколько обрезанным. В частности, сцены в Кэндилэнде явно перевешивают все остальные. А эпилог… Чувствовалось, что съёмочная бригада еле дотерпела до этого этапа. Пусть не совсем логичная (нажми доктор Шульц на курок ещё раз вместо объяснения с Джанго, и могло бы ничего не произойти), но зверски красивая мясорубка доставит немало удовольствия любителям подобных приправ. Да, сэр, чего стоят одни белоснежные стены, которые Джанго, так сказать, перекрасил при помощи кэндилэндских фермеров.

Ну, а теперь пару слов об актёрской игре. Что ж, есть отчего восторгаться. Немногословный, но отважный Джанго (Джейми Фокс) – своего рода, Че Гевара для чернокожих обитателей американского Юга.

Джейми Фокс в роли Джанго

Восхитительный няшка симпатяга доктор Кинг Шульц (Кристоф Вальц) – интеллигентный охотник за головами. Манеры, мимика, характерный акцент, бесстрашие, борода – всё при нём. Но! Эпизод с посвящением Джанго в охотники за головами всё-таки покоробил. Впрочем, зрителю решать, соглашаться ли с дантистом-снайпером.

Кристоф Вальц в роли доктора Кинга Шульца

Очаровательный негодяй Кэлвин Кэнди (Леонардо ди Каприо) просто неподражаем. С одной стороны, цивилизованный плантатор, франкофил, фанат Дюма (впрочем, ни черта не знающий по-французски). С другой же стороны – поклонник френологии, любитель гладиаторских боёв. Отвратительный, но обаятельный негодяй.

Леонардо ди Каприо в роли Кэлвина Кэнди

Что ещё? Сэмюэл Л. Джексон был хорош в роли дворецкого Стивена, а вот Брумхильда (Керри Вашингтон) немного недоиграла. Зато оживила красивую старинную легенду о рыцаре Зигфриде и принцессе Брумхильде.

Сэмюэл Л. Джексон (в роли Стивена) и Керри Вашингтон (в роли Брумхильды фон Шафт)

Да, есть в «Джанго» и промахи в исторических деталях. И если модель револьвера бросится в глаза самым дотошным зрителям, то о бравых молодцах из Ку-Клукс-Клана, промышляющим за три года да Гражданской войны, и речи быть не может.

Тем не менее, искромётный юмор и лёгкость повествования делают своё доброе дело. «Джанго» притягивает внимание и бьёт точно в цель: по сердцу и мозгу цивилизованного человека.

«Джанго освобождённый»/“Django Unchained” (8/10)

  • Режиссёр: Квентин Тарантино
  • Жанры: драма, комедия, приключения, вестерн
  • Страна производства: США
  • Продолжительность: 2 часа 45 минут