«007: Координаты «Скайфолл»: Брутальная лиричность, или Спецагенты тоже плачут

457

Двадцать третий фильм из цикла приключений Джеймса Бонда неразрывно связан с родовым поместьем Бондов – Скайфоллом. Эта часть похождений агента 007 оказалась неожиданно лиричной, пронзительной, трогательной – словом, значительно отличающейся от стереотипных представлений о бондиане.

Должен сразу признаться, что из всех фильмов о Джеймсе Бонде «Скайфолл» стал лишь вторым (после «Казино Рояль»), который мне довелось увидеть, поэтому я не имею морального права рассуждать о месте этой серии среди других экранизаций похождений героя произведений Йена Флеминга. По этой причине буду судить о «Скайфолле» как о самостоятельном произведении, которое мне очень и очень понравилось.

Отличительная черта «Скайфолла» – оригинальный лиризм, проходящий сквозь весь сюжет. Нет, действия в картине хватает (особенно в первой половине ленты), однако на этот раз ему уготована эпизодическая роль. На первый план в «Скайфолле» выходят переживания Джеймса Бонда и М. Съёмочная группа на этот раз отказалась от шаблонного персонажа «девушка Бонда», и на авансцену вышла глава МI-6, доселе остававшаяся в тени.

Благодаря этому решению сценаристов в полной мере раскрылась героиня Джуди Денч: железная леди, глава одной из самых влиятельных разведок мира. В «Скайфолле» М предстаёт перед зрителем как волевая женщина, которая способна переживать, любить и чувствовать себя беззащитной.

Свой драматический талант проявил в «Скайфолле» и Дэниел Крэйг. Привычный зрителю брутальный покоритель женских сердец на время кажется самым обыкновенным мужчиной, который переживает кризис среднего возраста. Потерявший форму вследствие длительной алкогольной релаксации на одном из необозначенных тропических островов – таким Бонда видеть ещё не приходилось, не так ли? Но на то он и спецагент 007, чтобы вернуться в строй, когда его умения особенно нужны Родине.

Актёрскую игру в «Скайфолле» надлежит признать крайне удачной. Очень хорошо свою миссию выполнили все актёры второго плана. Но отдельно нужно выделить героя Хавьера Бардема. Главный злодей картины вышел невероятно удачным: впечатляющая легенда, выразительный характер, чем-то напоминающий незабвенного профессора Мориарти (в сериале «Шерлок»), и безумная харизма, по части которой Хавьер Бардем едва не заткнул за пояс Дэниела Крэйга.

Правда, мотив главного отрицательного персонажа – личная вражда – как-то не дотягивает до уровня бондианы. Вообще же, динамичность «Скайфолле» изрядно провисает в середине повествования и (особенно) в эпилоге. К тому же, брошенной на полпути оказалась сюжетная линия со спецагентами под прикрытием.

«Скайфолл» наверняка будет славиться своим первоклассным британским юмором («Я читал написанный Вами мой некролог» – «И как Вам?» – «Плакал»). Правда, гомосексуальная тематика прорвалась и в бондиану. Тем не менее, в новом фильме Сэма Мендеса вполне хватает запоминающихся кадров и фраз, способных стать крылатыми.

Радует в «Скайфолле» прекрасная визуализация (эпизод в метро, эпизод с погоней на мотоциклах, эпизод с дракой на крыше небоскрёба). Совершенно не оставляет равнодушным волшебная песня “Skyfall” в превосходном исполнении Адель, положенном впридачу на невероятно красивые титры.

«Скайфолл» – крайне нетипичная серия бондианы. Кому-то из зрителей будет не хватать ослепительной красотки (Беренис Марло получила уж слишком мало экранного времени), кто-то заскучает под пространное (в ущерб погоням, перестрелкам и прочим «обязательным атрибутам») описание эмоциональных переживаний Бонда и М.

Однако нельзя не признать, что двадцать третий фильм о Джеймсе Бонде оказался крайне насыщенным с драматической точки зрения. Здесь и конфликт поколений: ветераны МI-6, привыкшие к полевым миссиям, против хипстерических новичков, наносящих не меньший вред противнику, «сидя в пижаме перед ноубуком». Впервые упоминаются родные места агента 007. В конце концов, сам агент 007 выглядит не только непобедимым суперменом, но и вполне земным человеком со своими опасениями и слабостями.

Финал картины слегка подкачал, но сама лента вышла крайне многообещающей. Пожалуй, «Скайфолл» годы спустя будет восприниматься как самая неоднозначная, но уж зато как весьма узнаваемая серия бондианы.

«007: Координаты «Скайфолл»/“Skyfall” (8/10)

  • Режиссёр: Сэм Мендес
  • Жанры: боевик, триллер, криминал, приключения
  • Страна производства: Великобритания, США
  • Продолжительность: 2 часа 23 минуты

http://youtu.be/iu_p6m5AHCs