«Духless»: гламурно об антигламуре

209

Дебютный роман Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» в 2006 году взорвал плотину спокойствия в литературной жизни России. В мгновение ока произведение стало бестселлером. Критики были вне себя от «многочисленных грамматических, пунктуационных и фактических ошибок» в романе, но признавали, что «Духless» очень точно передаёт реалии жизни современного российского общества и содержит уникальный моральный посыл.

Спустя несколько лет после выхода романа за его экранизацию взялся клипмейкер Роман Прыгунов. Режиссёр сразу определился с тем, что экранизация будет не дословной, а, скорее, «по мотивам». Так, практически не изменились детали обстановки, но сюжет был существенно преобразован. Подверглись корректировке персонажи, а диалоги были максимально актуализированы в соответствии с новейшими событиями в жизни России.

Роман Прыгунов и сам Сергей Минаев характеризовали «Духless» как самостоятельное произведение, но лучше для фильма было бы строго следовать каноническому тексту. Ибо подобная интерпретация повести о ненастоящем человеке оказалась не самой удачной. Поэтому определим различия между книгой и фильмом.

В первую очередь, оказался практически полностью утрачен сам дух «Духless’а». Если для романа едва ли не самой важной отличительной чертой стала атмосфера, то в фильме особое очарование истории куда-то испарилось. И здесь мы плавно переходим к сценарию. Экранизацию (будем её считать таковой) отличает изрядная рваность действия, та самая клиповость. Повествование из отдельных сцен распадается на мелкие эпизоды, весьма неоднородные по своей структуре, продолжительности и идее. Некоторые эпизоды оказались затянуты. Тем не менее, стержневой ход действия в фильме всё же присутствует, и это уже очень хорошо.

Следует признать, что подбор актёров оказался очень удачным. Данила Козловский максимально приблизил к оригиналу своего персонажа Макса – главного героя произведения, того самого топ-менеджера. Макс в исполнении Козловского действительно кажется циничным романтиком в душе, прожигающим жизнь в ночных клубах и на тусовках и уставшим от унылого однообразного существования в стиле «работа – тусовки». О работе главного героя, кстати, было сказано непозволительно мало, а ведь корпоративные отношения – одна из ключевых тем истории. В общем, с исполнителем роли Макса создатели «Духless’а» однозначно угадали. Правда, в первой половине фильма Данила Козловский ещё «разыгрывался», зато во второй части был неподражаем.

http://youtu.be/gDU1DbrMKlk

Михаил Ефремов очень неплохо сыграл Кондратова, начальника Макса. Герой Ефремова характерен и узнаваем: типичный современный топ-менеджер советской закалки. Артём Михалков и Никита Панфилов прекрасно вжились в образы Вадима (лучшего друга Макса) и Миши (давнего товарища Макса). Сергей Белоголовцев справился на ура с ролью клерка Гулякина. У Артура Смольянинова получился знаковый революционер Авдей. Достойно также выглядел Ален Гарридо. В целом, к мужской части труппы вопросов нет. А вот дамы неприятно удивили. Секретарша Катя (Анна Науменко) была хороша, манекенщица в исполнении Марии Кожевниковой – тоже (хоть её героиня в этой истории абсолютно лишняя). Зато Мария Андреева (ну и сценаристы) совершенно неверно представила себе Юлю, лучшую подругу Макса. Если у Сергея Минаева Юля была милой, образованной, интеллигентной девушкой из хорошей семьи, которая искренне пыталась наставить Макса на путь истинный, то в фильме Юля превратилась в стандартную современную эмансипированную девчонку с некоторыми претензиями на активную гражданскую позицию.

К сожалению, оригинальную нешаблонную историю сценаристы «Духless’а» превратили в очередную банальную мелодраму, своего рода «Стиляги» наоборот. Но то, что в мюзикле Валерия Тодоровского выглядело свежо и органично, в драме Романа Прыгунова превратилось в набор клише. Как уже догадался уважаемый читатель, в фильме у Макса и Юли будут более близкие и явные отношения, да и завершится дело счастливым концом. Правда, не тем, о котором наверняка подумали многие. К банальностям отнесём и персонажа Марии Кожевниковой, и видеоряд, и офисную эстетику. Как самостоятельная мелодрама «Духless» очень симпатичен, ибо чувства между Максом и Юлей выглядят очень правдоподобно, к тому же, развитие их отношений кажется вполне естественным. Вот только с минаевским романом такая Юля и такой сюжет имеют очень мало общего. И уж тем более, никак не тянут на драму. Больной раком мальчик? «Свобода на баррикадах»? Турне по Москве в мусорном контейнере? Трогает, но не в контексте данной истории.

Умудрились напортачить создатели «Духless’а» и с фоновой составляющей. Клубная жизнь показана качественно; эпизоды с бабочкой и лазерным роликом дорогого стоят. Но вне зоны внимания операторов оказались подробно описанные в книге достопримечательности Санкт-Петербурга. Жаль, но не было сделано особого упора на описание музыки, которую слушает главный герой – а ведь в романе эти композиции играют важную роль при создании атмосферы каждой сцены.
Собственно, и мораль всей истории в «Духless’е» едва различима. Она вполне осязаема, но не конкретизирована. Корпоративные отношения, размышления главного героя о 1990-ых годах в истории России, его отношение к либерализму, литературно-музыкальные пристрастия, презрение к «овощному» существованию многих его сограждан – всё это в фильме оказалось опущено или затронуто вскользь (речь Макса на столе перед сослуживцами, диалог с Гулякиным). Грустно, но «Духless’у» отчаянно не хватает мыслей и диалогов, которыми так славится роман. Возможно, сценаристам стоило бы удлинить сюжет и добавить эпизоды с уходом главного героя в себя, то есть с размышлениями об окружающем его мире.

Что ж, в итоге зритель может познакомиться с добротной (пусть и немного шаблонной) мелодрамой. Однако анигламурная, антипошлая, направленная на призыв одуматься от прожигания жизни и безмерного потребительства миссия «Духless’а» оказалась невыполнимой для режиссёра картины и его коллег. Фильм содержит лишь малое количество знаковых элементов, благодаря которым прославилась книга.

 «Духless» (6/10)

  • Режиссёр: Роман Прыгунов
  • Жанр: драма
  • Страна производства: Россия
  • Продолжительность: 1 час 40 минут