«Орда»: Москва и Сарай: хроника одного чуда

195

Нечасто встретишь на киноэкране современные российские фильмы на историческую тематику. Их количество покажется особенно скудным, если отбросить картины, посвящённые Второй мировой войне. Поэтому лента Андрея Прошкина «Орда», описывающая эпоху заката Золотой Орды (то есть, события XIV века), априори вызывает к себе интерес со стороны любителей исторических невоенных фильмов.

А в том, что «Орда» – фильм невоенный, сомневаться не приходится. Батальных сцен в картине совсем чуть-чуть, смотрятся они при этом очень органично. «Орда» – лента камерная во всех отношениях. Прежде всего, это духовная драма, описывающая поиски человеком своего истинного «Я» и познание своих способностей. Благодаря усилиям художников, монтажёров, декораторов зритель с лёгкостью переносится в средневековую Среднюю Азию, на нынешней территории которой располагалась столица Золотой Орды – город Сарай. Визуализация места действия действительно поражает: всё, что попадает в кадр – от одежды до предметов быта – кажется абсолютно естественным. Плюс отметим замечательную аутентичную музыку. Таким образом, погружение в эпоху следует считать успешным. Не обошлось, правда, без изъянов: немного утеряно чувство масштаба, вследствие чего Москва в сравнении с Сараем представляется захудалой деревушкой без всяких претензий на будущий статус Третьего Рима.

Актёрский коллектив «Орды» справился со своей работой с переменным успехом. Ханы Тинибек и Джанибек в исполнении Андрея Панина и Иннокентия Дакаярова соответственно смотрятся неплохо. Им под стать, даже более того, сыграла Роза Хайруллина. Её ханша Тайдула выглядит истинным духовным лидером своего народа, олицетворением сдержанности, рассудительности и мудрости. Запоминающимся и поучительным оказался образ Федьки, представленный Александром Яценко. А вот Виталий Хаев не особенно тянет на Ивана II. Его персонаж – вылитый «браток», «авторитет», но никак не мудрый князь московский. Ну и, самое главное – Максим Суханов. Если вначале актёр здорово изображает статного митрополита Алексия, то после прибытия в Сарай герой Суханова ведёт себя так, что зрителя не покидает ощущение, будто Владыка отчаянно ищет неприятностей на общеизвестную часть тела. Очень странным показался эпизод с попыткой самосожжения: ведь в православии наложение на себя рук вроде бы считается грехом. И опять же, не чувствуется масштаба личности.

Что касается сценария, то здесь также всё неоднозначно. С одной стороны, режиссёр вроде бы грамотно представляет на экране хронику взаимоотношений Золотой Орды и Московского княжества. Не забудем и о красочно воссозданных обычаях и законах жизни ордынцев. Многие из этих элементов быта не очень заметны, но очень сильно помогают создать реалистичную красочную атмосферу «Орды». Тем не менее, во второй половине картины сюжет изрядно замедляется, несколько упрощается, ну а эпилог и вовсе выглядит поверхностно. Возникает вопрос: за счёт чего же Московское княжество вскоре после описываемых в ленте событий поглотило остатки некогда могучей татаро-монгольской империи?

Духовное послание создателей «Орды» наверняка придётся по вкусу православным христианам: режиссёр недвусмысленно говорит российскому зрителю о необходимости крепко держаться своей веры. Коснулась съёмочная группа и патриотизма с меркантилизмом. Плюс не обошлось в фильме без нескольких эпизодов с отменным сарказмом. Но при этом неубедительной оказалась параллель между митрополитом Алексием и Иисусом Христом, которая наверняка задумывалась Андреем Прошкиным и его коллегами. Горестное существование, которое Владыке довелось влачить в кругу ордынцев, весьма наглядно с точки зрения истории, но явно является недоработанным как «чудесная» мораль, то есть аллегория на пребывание Иисуса Христа в Гефсиманском саду.

Какое впечатление от просмотра «Орды» может получить зритель? Скорее, положительное. Картине в некоторой степени не хватает драматургической завершённости; основная мысль заявлена немного поверхностно. Однако преимущественно качественная игра актёров вкупе с невероятно «живым» и натуральным фоном повествования превращают «Орду» в непохожий на другие фильм со своей реальностью и атмосферой. Рекомендуется для просмотра, прежде всего, в образовательных целях.

 «Орда» (7/10)