«Римские приключения»: вечная правда Вечного города

163

Продолжается европейское турне знаменитого манхэттенского режиссёра Вуди Аллена. Красиво описав чувственную столицу Каталонии («Вики Кристина Барселона») и заставив зрителя восторгаться волшебным путешествием в Прекрасную эпоху («Полночь в Париже»), мастер интеллектуальной комедии посетил древний и одновременно юный могучий город Рим.

Главный город Итальянской республики стал сценой, на которой почтенной публике предлагается к просмотру четыре типичные жизненные истории с оттенком мелодрамы. Разумеется, повествование изобилует фирменной вудиалленовской сатирой, от которой впору браться за животы. Вряд ли возможно забыть шикарные шутки о пенсии и смерти, об измерении IQ в долларах и евро. Очень органично выглядит тёплое отеческое подшучивание над итальянскими коммунистами.

Смысл «Римских приключений» не очень обширен, зато ненавязчив и доходчив. Каждая из четырёх сюжетных линий обладает своим логическим завершением и мягко подталкивает зрителя к правильному пониманию задумки съёмочной команды. Во-первых, необходимо вовремя распознавать свои чувства и контролировать их, иначе они могут завести человека в дальние дали. Во-вторых, нужно дорожить отношениями с родными и близкими людьми, всячески их беречь. В-третьих, жизнь может быть несправедлива и сурова как с богатыми и известными, так и с бедными и непопулярными; однако переживать невзгоды всё же легче, будучи отнесённым к первой категории. В-четвёртых, испытание славой – одно из самых сложных. В-пятых, любовь не знает преград в виде политических взглядов и религиозных убеждений. В-шестых, нужно до самого последнего мгновения верить в свои возможности. Кроме всего этого, каждый зритель наверняка отметит в новом фильме Вуди Аллена что-то своё, неповторимое.

Возможно, кто-то придёт в восторг от картинки и звукового сопровождения ленты. Встретятся в кадре и Колизей, и жёлтокаменные кварталы старой части Рима, пересекаемые узкими средневековыми улочками, и руины Древнего города вообще, и сохранившиеся остатки древнеримских общественных бань (терм) – в частности. Что уж тут говорить, Рим хорош сам по себе, без всякой ретуши и добавлений. Виртуальную прогулку по Вечному городу зритель совершит под бессмертные произведения Джузеппе Верди, арии из которых будут исполнены очень знакомым всем людям образом, но в весьма своеобразной обстановке.

Да, сценарий «Римских приключений» не побалует хитроумным сюжетом наподобие «Острова проклятых» или «Счастливого числа Слевина». Многие из сюжетных ходов уже встречались зрителю и в «Вики Кристине Барселоне», и в «Полночи в Париже». Вуди Аллен снова утончённо потешается над псевдоинтеллектуалами и осмеивает охочую до мнимых бытовых сенсаций жёлтую прессу и её рьяных поклонников. Режиссёр блистательно отразил своё отношение к распространённому феномену глорихантерства (то есть, охоты за славой). Определённо, знаменитый ньюйоркец не избежал самоповтора, но «Римские приключения» готовы поделиться со зрителем новыми сценарными идеями. Милыми эротическими экспериментами, к примеру – уверяю, крайне целомудренными.

И на десерт выскажем своё «брависсимо!» удивительно точно и грациозно подобранному актёрскому составу. Кое-кто справился со своим персонажем не очень, ну а кое-кто другой просто феерил на экране. Прежде, в знак уважения отметим самого Вуди Аллена: маэстро неподражаем в амплуа саркастичного невротика, оперного постановщика на пенсии. Ему под стать в роли прочно стоящей на земле супруги выглядит Джуди Дэвис. Фабио Армилиато крайне симпатичен в роли Джанкарло, гробовщика и певца-любителя по совместительству. Алессандро Тибери и Алессандра Мастронарди очень органичны как молодожёны из провинции, явившиеся покорять Рим. Пенелопа Крус неотразима в своём образе элитной проститутки с простой и честной душой. Шикарный клерк, оглушённый свалившейся на него известностью, получился у Роберто Бениньи. Наконец, Джесси Айзенберг, Грета Гервидж и Эллен Пейдж грамотно изобразили типичный любовный треугольник. Эта сюжетная линия кажется самой блёклой, однако же и довольно точной с точки зрения представления характеров героев.

Что ж, у Вуди Аллена получилась тёплая, романтичная, добродушная комедия. И пусть в «Римских приключениях» не обошлось без явных огрехов, но картина оказалась крайне атмосферной и полезной для времяпрепровождения в старой дружной компании. Впрочем, и новой компании тоже.

 «Римские приключения»/“To Rome with Love” (8/10)