Тайны храма в Мурованке

По автомобильной дороге из Минска в Гродно ежедневно проезжают многие сотни машин, но лишь некоторые водители провожают взглядом указатель с надписью: «Храм-крепость XVI века» и тут же забывают о его существовании, погружаясь в свои мысли. Не каждый пассажир скоростного пояса, безучастно глядя в мелькающие пейзажи за окном, попытается заметить вдали здание, причудливая архитектура которого, нехарактерная для наших мест, бросается в глаза и надолго остается в памяти. Но есть очень много людей, которые даже специально приезжают из-за границы, чтобы прикоснуться к чудодейственным камням церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая является историко-культурной ценностью Республики и входит в предварительный перечень исторического наследия ЮНЕСКО.

Она расположена в деревушке Мурованка, Щучинского района Гродненской области. На бытовом уровне для характеристики культового сооружения используется еще одно название — «Маломожейковская». Долгое время эти земли относились к селу Малое Можейково, что в Лидском районе, примерно в 3км от храма.

С формальной точки зрения, мы имеем дело с древним памятником оборонительного зодчества, построенного в смешанном русско-готическом стиле, который формировался в эпоху Возрождения. На Гродненщие есть еще один внешне похожий храм-крепость — в Сынковичах. Но только «похожий», поскольку в реальности они разные и каждый по своему уникален, так как нет больше аналогов на всей бывшей территории ВКЛ и Речи Посполитой. Примечательно, что профессиональные архитекторы считают церковь в Мурованке более совершенной, то есть, ее, теоретически, могли строить с учетом, так сказать, «прежних недостатков».

Проблемы с датировкой

Точная дата возведения сооружения доподлинно неизвестна, поскольку не сохранилось никаких документальных подтверждений, но его архитектурные элементы, характерные для Ренессанса, позволяют датировать строительство в диапазоне XIV-XVI столетий, то есть, однозначно до Брестской церковной унии (1596г). В свете текущих событий, происходящих на Украине, будет уместно сказать о ней несколько слов.

Часть киевских митрополитов решили выйти из Константинопольского патриархата и перейти к Римской церкви, то есть в католицизм. Их посчитали раскольниками, предали анафеме, но, тем не менее, на территории Речи Посполитой возникла новая Русская униатская церковь, к которой отошли несколько храмов, в том числе, в Сынковичах, и в Мурованке.

Православных священников, оставшихся верными своей церкви, изгнали. Уходя, они забрали с собой все старинные документы о храме.

Маломожейковская церковь в XIX столетии неоднократно подвергалась реконструкции, в ходе которых были обнаружены два разновеликих подземелья. В одном из них были старинные захоронения с человеческими останками, покрытые надгробными камнями. Сохранилась надпись: «Раб Христов иерей Авраамий 1469 год».

Это косвенное доказательство того, что церковь существовала уже в середине XV века. Скептики сей факт подвергают сомнению, аргументируя свою точку зрения тем, что захоронения первосвященников говорят лишь о том, что здесь существовало культовое сооружение. Это либо другое – неизвестно.

Найти дополнительных подтверждений или артефактов не удалось, поскольку исследователи не смогли попасть в другую (большую) часть подземелья из-за ветхости прохода, который ранее соединял их между собой. Старая кирпичная кладка частично разрушилась, а попытки расчистки прохода каждый раз вызывали новые обвалы. В конечном итоге приняли решение не рисковать.

Маломожейковская церковь

В настоящее время строителями храма принято считать магнатов Мацкевич-Шкленских, род которых по мужской линии прервался в конце XVI столетия. Он не единожды подвергался разграблению и разрушался. Самые серьезные повреждения были нанесены войсками Карла XII в 1706 году, когда здание фактически расстреляли из орудий. Более столетия оно стояло в запустении, как будто дожидалось Александра I, который однажды проезжал мимо по Екатерининскому тракту. Императора поразила уникальная архитектура церкви, которую было приказано восстановить.

В 1794 году владелец Маломожейковского имения Казимир Костровицкий повелел вести богослужения по римско-католическому обряду, о чем свидетельствует вмурованная в стену мраморная плита с надписью на латыни.

В годы Первой мировой помещение частично использовали для содержания военнопленных, правда, точно неизвестно чьих, а частично, как продовольственный склад. В результате крысы практически уничтожили все деревянные предметы в алтаре. Их животный инстинкт передался людям, которые завершили начатое.

Когда в 1920-м «довоенный» настоятель костела Лев Савицкий вернулся, то ужаснулся состоянию святыни. С его слов известно, что все немалые ценности храма перед приходом немцев были эвакуированы в Москву, откуда уже не вернулись.

В период 1924…1948 года церковь в Мурованке была католической. Затем начались гонения, и ее закрыли. Более четырех десятилетий использовали в качестве складского помещения и только в 1993 году вернули прихожанам из местных деревень. Богослужения проводятся только по выходным и большим церковным праздникам, но есть смотритель, который проводит экскурсии для всех желающих.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"