Дворец для одной ночи любви

Маленькому белорусскому городку Кричев, в котором сегодня проживает чуть более 25тыс. жителей, удалось войти в историю благодаря дворцу, возведенному Григорием Потемкиным «всего лишь» для одной ночи любви с государыней-императрицей Екатериной II. И она действительно состоялась в 1787 году 19 января. Исторические хроники сообщают, что до самого рассвета на площади перед зданием горела шикарная иллюминация, и запускали фейерверки. Но, обо всем по порядку.

Тур ценою в 20 млн золотом

В 1787 году Екатерина II изъявила желание посмотреть новые земли, которые были присоединены к Империи в результате последних кровопролитных войн. Организация поездки была поручена князю Потемкину-Таврическому, а на расходы, согласно историческим документам, из казны выделили 15млн. золотых рублей. Как водится, в смету не вложились. Поговаривают, что князю пришлось добавить еще порядка 5млн. из «собственных сбережений».

На всем пути следования возводились не только знаменитые «потемкинские деревни», ставшие впоследствии именем нарицательным, но и вполне реальные гостевые дворцы и даже целые города. Именно тогда на географических картах появился Херсон и Екатеринослав, последний из которых больше известен нам, как Днепропетровск. Сейчас он переименован в Днепр.

Собственно, в рамках этого «турне» и был построен гостевой дворец в Кричеве, который, кстати, дошел до наших дней чуть ли не единственным из всех, то есть, является по-своему уникальным.

А дело было так…

В результате раздела Речи Посполитой, произошедшего в 1772г. местные земли остались в собственности великого графа М.Мнишека. Однако, он наотрез отказался присягать «новой власти», за что и был наказан: все имущество конфисковали в государственную казну и впоследствии подарили Потёмкину. Князь поступил с населением довольно жестко — лишил самоуправления и перевёл в крепостные, тем самым ввергнув процветающий город в упадок.

Напомним, что до описываемых событий здесь работала достаточно крупная судоверфь, производившая торговые и иные суда, которые спускались по Сожу и Днепру к Черному морю, а также существовали всевозможные ремесленнические промыслы.

Строительство дворца было поручено знаменитому русскому архитектору Ивану Старову – автору проекта не менее знаменитого Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Чтобы поразить Екатерину Великую, зданию придали форму буквы «Е».

В качестве архитектурного стиля был выбран популярный в те времена «классицизм», который характеризуется симметричностью форм и анфиладной планировкой. На главной оси располагался овальный зал, выдававшийся во внутренний дворик. Между двух боковых крыльев возвели полукруглый ризалит с террасой, которая спускалась в сторону парка.

Как известно, «крымский тур» длился более полугода, но обратный маршрут не предполагал посещение Кричева. Собственно в этом же году здешние земли за неизвестную сумму перешли во владение Яна Голынского, а впоследствии его внука Стефана, который перестроил здание в неоготическом стиле. Первоначальный вид до наших дней сохранил лишь восточный фасад, выходящий во внутренний двор, с полукруглым ризалитом и террасой.

1914 год

Первое подробное описание дворца датируется 1914 годом. На фасаде уже нет декоративных элементов, характерных для классицизма. Кардинальной перестройке подвергся парадный вход, который традиционно украшал портик с четырьмя колоннами и балконом. Вместо него появился неоготический ризалит с гранёными пилонами. Автор идеи — швейцарский специалист Бернар де Симон.

Колоннада делила вестибюль на две равные части. В глубине находились две дубовые лестницы на второй этаж. На стенах висело старинное оружие, щиты и рыцарские доспехи. Слева был вход в библиотеку, хозяйскую спальню и будуар. Библиотека сопрягалась с небольшим залом, окна которого выходили на задний двор. Правое крыло было отдано под хозяйственные нужды, размещение прислуги и ванных комнат.

Рядом с библиотекой была столовая, обставленная роскошной мебелью из мореного дуба. Стены украшали парадные портреты представителей рода Голынских и византийская икона Николая Мирликийского. Самым значительным помещением первого этажа считался овальный Портретный зал, богато украшенный гипсовой лепниной.

Сразу над ним на втором этаже находился Бальный зал, который освещала шикарная люстра огромных размеров. По левую сторону от него было еще два зала меньших размеров, в одном из которых располагался фамильный архив. Здесь же была и «парадная ванная комната», облицованная мрамором.

Разрушение и возрождение

Все описанное великолепие погибло в результате сильнейшего пожара 1898 года. Восстановлению былого великолепия вначале помешала война, а позднее и революция. Впоследствии в здании находилась трудовая школа, частная гимназия и школа-интернат. Понятно, что никто не утруждал себя заботой об его физическом состоянии. Полноценные реставрационные работы начались лишь в начале 90-х годов и длились без малого два десятка лет.

В настоящее время первый этаж отдан «Дому гражданских обрядов», а овальный зал – под проведение различных торжественных мероприятий. Часть помещений занимает местный краеведческий музей, в экспозиции которого находится старинный фолиант «Обет душевный», написанный Симеоном Полоцким.

Обновление коснулось и парковой зоны, в которой высадили десятки новых деревьев. Планируется восстановить конюшни и хозяйственные постройки.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"