Древние монастыри Белоруссии: Свято-Елисеевский

На правом берегу Немана неподалеку от деревеньки Гнесичи (Гродненская область) находится самый старый действующий мужской монастырь нашей страны — Свято-Елисеевский. Согласно Ипатьевской летописи, его основал Войшелк (Лавриш, Лаврентий) — отпрыск князя Миндовга. Перед постригом он долго жил в Паланинским монастыре, оттуда совершил паломничество к горе Афон, но довести свою миссию до логического конца не смог и вернулся с мыслью основать обитель на Немане между Новогрудком и Литвой. В летописи год основания монастыря не указан, но есть ссылка, что описанное событие произошло приблизительно через три года спустя после 1254 года. Это дает основание предположить временной диапазон в пределах 1257…1258гг. годах.

Чтобы не возникло недопониманий, сразу оговоримся, что современное монастырское подворье территориально принадлежит такой же маленькой деревне Лавришево, в которой проживает чуть более сотни человек. Поэтому в обиходе принято называть обитель «Лавришевской». Считается, что сама местность получила название от имени основателя монастыря, который, кстати, пробыл в этих местах совсем недолго.

В стране возникли беспорядки, связанные с кончиной Миндовга и попыткой захвата власти. Войшелк возглавил войска, оставшиеся верными княжескому роду, и три года (1264-1267гг) правил ВКЛ. После добровольно передал властные полномочия мужу своей родной сестры и удалился в монастырь, но уже в Угровский, что на Волыни.

По преданию, первым настоятелем Лавришевской обители был монах по имени Елисей, который погиб от руки сумасшедшего послушника. Народная молва говорит, что убийца чудесным образом излечился от безумия, едва прикоснувшись к остывающему телу своей жертвы. Впоследствии, сюда началось паломничество страждущих исцеления и, говорят, мощи святого многим помогали.

Крупный духовный центр Белоруссии

Со времени образования ВКЛ монастырь стал одним из самых крупных духовных центров белорусских земель. В 1329 году специально для него было переписано Евангелие, которое находится в польском Кракове в библиотеке князей Чарторыйских. Из пометок, которые сделаны на его страницах, известно, что в тот временной период он назывался «Лавришевский монастырь Пресвятой Богородицы».

В «Монастырской описи» (Институт рукописей Украины), записано, что ему принадлежат окрестные земли, с селами и крестьянами, в числе которых находится и Лавришево. Документов, подтверждающих сам факт образования деревни, не сохранилось.

Зато есть интересная копия манускрипта XV века «Ограничения спорных земель Лавришевского монастыря, которое выполнено Новогрудским заместителем Петраши Мантыгирдавича по указу великого князя Витовта». В документе указано, что он «писанъ в Лавришовое» (старобелорусский язык) по причине ущерба, которую люди великого князя причинили монастырским землям прокладкой дороги для перевозки дров из леса. Оригинал документа не сохранился, а копии 1711 года отмечена дата 15 июня 1398г. На основе совокупности исторических событий и имен исследователи полагают, что наиболее вероятный год составления документа – 1424г. Это наиболее ранний документ, в котором упоминается д. Лавришево.

В XV — XVI веках монахи многократно получали большие пожертвования в виде золота, серебра и драгоценностей от местной знати – Ходкевичей и Хрептовичей. Во вкладной грамоте 1488 года написано, что Дашка Яцкавич Хрептович за свои средства возвел и обустроил церковь Пречистой Божией Матери. В 1517 году предводитель дворянства ВКЛ А. И. Ходкевич передал в дар свое имение в Лычицах.

В 1530г. крымско-татарские орды сожгли монастырь, а всех монахов убили. Что стало с сокровищами, неизвестно. Поговаривают, что послушники успели зарыть их в землю. Но надо понимать, что свидетелей не осталось.

Забегая вперед, специально для кладоискателей поясним один момент, который для них будет, несомненно, важен. За пять прошедших столетий местность сильно изменилась, включая расположение русла Немана. Сегодня монастырь стоит на правом берегу, а древняя обитель находилась на левом. Там же и мощи святого Елисея в серебряной раке, украшенной драгоценными камнями. Кому-то может здорово повезти.

Вновь погрузимся в историю

По итогам Брестской церковной унии (1596г.) монастырь стал частью греко-католической церкви. В инвентарной описи (1601г.) указана лишь деревянная церковь XVIв. С 1615г. земли принадлежали Ордену базилиан святого Иосафата. В 1621 году и 1623 году здесь проходили конгрегации с участием высших иерархов.

В последний раз комплекс в деревне Лавришево отстраивался в 1775…1780гг. В этот период появился деревянный жилой корпус, Успенская церковь (которая действует и сегодня), колокольня, а также небольшое каменное здание библиотеки и склада.

В XVIII…XIX веках здесь действовала Брестская епархиальная семинария, библиотека которой насчитывала свыше около 500. Монастырю принадлежали три близлежащие деревни с 588 крестьянами. Между тем, упадок продолжался, и в 1836 году монахов не осталось вообще. Обитель закрыли, а наиболее дорогие иконы передали в Деречинскую церковь.

Смерть и возрождение

В начале XX века епископ Минский и Туровский Митрофан на деньги графа Хребтовича-Буценева возродил монастырь на другом берегу Немана у деревни Гнесичи. 14 июля 1913г. оно святил храм в честь святого Елисея. Помимо упомянутой церкви, возвели дом для паломников и жилой корпус для монахов. Начали строительство храма с колокольней. В 1914г. в здешних местах велись активные боевые действия, в результате которых все упомянутые постройки были разрушены и сожжены.

В годы советской власти заброшенная территория стала зарастать сосновым лесом, и один из местных жителей посадил куст сирени на фундаменте последней церкви, чтобы сохранить намоленное место. Спустя десятилетия этой памятью воспользовались наши современники: в 1988г. археолог А.Н.Кушнерович нашел этот фундамент.

В 1997 г. началось строительство нового храма, а в ноябре 1998-го он был освящен в честь святого Елисея Лавришевского (событие совпало с 740-летием первого летописного упоминания о монастыре). В 2007 году приход преобразовали в Свято-Елисеевский мужской монастырь. Настоятелем монастыря является архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, заместителем — иеромонах Евсевий (Тюхлов).

Местоположение монастыря с XVIв. известно по документам. Он располагался у реки Валовка (левый приток р. Неман). В 2011-2016 годах раскопки в этом же месте проводили многочисленные археологические экспедиции, которые состояли из добровольцев, под научным руководством доктора исторических наук, профессора истории С. Я. Рассадина. Было найдено много интересных вещей, в числе которых, к примеру, находились древние каменные монастырские печати.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"