Забытая история Беларуси: Волпа

Местечко Волпа, как и множество других знаковых мест Беларуси, малоизвестно не только иностранным гостям, но и большинству жителей нашей страны. Сегодня маленький агрогородок с населением в 700 человек выглядит непрезентабельно, но каждый, кто сюда заглянет, невольно обратит внимание на гигантский и величественный деревянный костел в стиле позднего барокко, наибольший из всех деревянных костелов в Беларуси. Территория храма обнесена забором из колотого камня с главным входом через ворота из массивных кирпичных оштукатуренных столбов.

Справа от храма, отдельно стоит башня-колокольня в двух уровнях, построенная в 1858 году. Колокола перенесли со старой звонницы (отливались из предыдущих звонов в 1837г.), а в 1930 году, благодаря усилиям отца Ипполита Ядковского, прихожане приобрели новый колокол «Иоанн Креститель». За воротами перед нами предстает одноименный костел с двумя ангелами у входа. Поражает воображение своей красотой и изяществом главный алтарь, который выполнен в стиле раннего барокко неизвестными мастерами в 1634-1639 годы (реставрировался в 1773, 1899, 1998 годах). На его цоколе расположены картуши с гербами основателей — Казимира и Теодоры Сапегов.

Неизвестная история

Костел в Волпе имеет давнюю и интересную историю. В 1449 году король и великий князь Казимир Ягелончик передал имущество Олехно Судимонтовичу — воеводе виленскому и впоследствии канцлеру Великого княжества Литовского (1477-1490). Именно Олехно и его жена Ядвига в 1477 году основали здесь первый костел Пресвятой Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя.

В 1511 году Александр, князь Гольшанский и его жена Софья построили при храме часовню в честь святой Анны, Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Св. Св. Софии, Павла и Александра. 29.07.1518 года этот храм посетил Николай Гусовский, приехавший в Волпу, чтобы написать завещание Софье Гольшанской. В 1551 году через Волпу проходила траурная процессия с гробом королевы Барбары Радзивилл в сопровождении короля и великого князя ВКЛ Сигизмунда Августа. На ночь гроб с телом королевы всегда ставили в церкви. А в 1586 году посещал службу в храме перед последней в жизни охотой знаменитый Стефан Баторий.

В 1618 году из фонда виленского епископа Юстаса Воловича на месте старого храма возводится новое сооружение, которое становится единым целым с часовней Гольшанских. В 1624 году Волпянское староство приобрел для своего младшего сына Казимира Льва канцлер ВКЛ Лев Сапега. В 1630 году храм сгорел. Его восстановили из дерева примерно через 10 лет. Вероятнее всего, что именно в это время и был заложен костел. Спонсором главного алтаря, который сохранился до наших дней, без сомнения, является князь Казимир Лев Сапега (1609-1656), тогдашний предводитель, и его жена Теодора Кристина из рода Тарановских.

Лев Казимир принимал здесь Короля и Великого Князя Владислава с его женой Цецилией Ренатой во время их путешествия в Вильнюс. А 22 ноября 1661 года в Волпянском костеле прошло собрание конфедератов Казимира Жеромского. Этот костел стоял почти полтора века. В 1773 году обнаружили, что стены храма истлели, и на средства тогдашнего настоятеля — ксендза Юзефа Казимира Косаковского здание было восстановлено. В нем установили старый алтарь и 10 марта 1776 года епископ Иосиф Косаковский освятил костел Святого Иоанна Крестителя. Именно это действующее сооружение мы видим сегодня.

Известная писательница Элиза Ожешко нашла в Волпе тему для своей знаменитой новеллы «Геда», в которой описала бедного еврея и тем самым прославила его. Гедаль пришел к ней, чтобы поблагодарить: «Перед этим, — сказал он, — никто на Гедаля и смотреть не хотел, а как госпожа меня описала, то сейчас приезжают пассажирскими каретами и рисуют с меня портреты. А когда я на такой карете ехал через Волпу, то все жители смотрели и удивлялись, что это с Гедалем делается».

Краткий экскурс в глубь веков

Местечко Волпа стоит на реке Волпянке, недалеко от ее впадения в Россь, которая в свою очередь является притоком Немана. Есть предположения, что название городка имеет балтийское происхождение, о чем говорят местные краеведы.

В этом удобном для жизни месте, люди селились издавна. Археологические исследования, проведенные в ходе балтийской археологической экспедиции, работавшей во второй половине 50-х годов прошлого столетия, подтверждают существование поселений ХI-XIVв. на удалении 1.5…2км от современного населенного пункта в месте слияния Росси и Волпянки. Сейчас там находится «ковалевское» водохранилище, получившее название от ближайшей деревни — Ковали. Кстати, на водохранилище работает небольшая гидроэлектростанция. С дороги, которая ведет с Волпы на Мосты, на нее открывается очень живописный вид.

Вероятно, древние поселения просуществовали недолго, поскольку раскопки дали только остатки желтой и серой керамики. Более позднее городище образовалось неподалеку — на перекрестке дорог на Мосты, Волковыск и Гудевичи.

Первые сведения о местечке относятся к 1449г., когда Волпа принадлежала Великому Князю Казимиру Ягеллончику. 3 ноября того же года он подарил деревню и двор своему постельничему Олехно Судимонтовичу. В письме было написано, что жалованное имущество остается за ним, его потомками, а если же их не будет, то возвращается к Королю и Великому Князю.

В феврале 1492г. Волпа с окружающими землями была продана жене Короля и Великого Князя Литовского Казимира. Тот факт, что земли продавал не один человек, а двое (Олехно с Косова и Николай с Танчина), говорит о том что не вся территория принадлежала Судимонтовичам. В том же году, в октябре, Великий Князь Александр Казимирович вернул поселение дочке Олехно — Софии, которая была женой князя Александра Юрьевича Гольшанского. Таким образом, есть основание предполагать, что Волпа считалась наследственным владением Судимонтовичей.

Именно при князе Александре Юрьевиче здесь появляется родовой замок. Укрепления были небольшие и вероятнее всего деревянные. В настоящее время ничего не напоминает о существовании более или менее серьезных оборонительных сооружений, не сохранились они и в памяти людей. Единственное, что может говорить в пользу местонахождения замка – это, так называемая, «Баранья гора» — относительно небольшая возвышенность в трехстах метрах к северу от агрогородка (слева от трассы, что идет на Волковыск). Сейчас здесь находятся колхозные постройки.

Волпянский замок последний раз упоминается в 1517г в грамоте Короля и Великого Князя Сигизмунда, который подтверждает волю своего предшественника Софии Гольшанской жене Александра Юрьевича. Более поздних упоминаний о нем не существует.

Следующим владельцем Волпы был сын Софии и Александра — Павел (умер в 1555г.). Правда, некоторые историки говорят, что князь А. Ольшанский подарил имение королеве Боне, жене Сигизмунда Казимировича, которая основала в городке староство. От нее оно перешло к Павлу-Александру, князю Гольшанскому.

В начале ХVI века староство было самым большим во всем Волковысском уезде. По численности населения оно превосходило Волковысское, Мстибовское, Яловское и Жиличское вместе взятые. Развитию торговли способствовало удобное месторасположение в непосредственной близости от Немана, старое русло которого проходило на 1.5…2км ближе ныне существующего. Ежегодный доход достигал 6 тыс. польских злотых.

Павел Гольшанский, последний из могущественного рода Сапег, епископ Брестский и Вильнюсский по своему завещанию, составленному в 1533г., после смерти отдавал свои владения Королю и Великому князю, что впоследствии и произошло.

Знаменитый Степан Баторий любил охотиться в окрестных лесах. По одной из версий, 4 декабря 1586 г. после трехдневной поездки он почувствовал себя плохо и вскоре умер (12 декабря 1586г. в своем замке в Гродно). Сейчас от тех лесов не осталось ничего. Карта Гродненского уезда XVI века, составленная Иоанном Якубовским в конце XIX в. показывает Волпянскую пущу не возле Волпы, а возле Городка, который сегодня находится на территории Польши, отделённую рекой Нарев от пущи Беловежской. Скорее всего, упомянутый лесной массив тянулся вплоть до агрогородка и занимал, таким образом, довольно большую территорию.

Волпа прославилась многими событиями. Во второй половине XVI века здесь проживал доктор теологии Николай Дыцыюш — славный благодетель и прелат вильнюсской рады. В конце XVII века имел здесь приход и ксендз Матеуш Кулиговский, поэт, переводчик, который написал интересное произведение «Смешной Демокрит» — странную смесь из рассуждений на тему нравственности этого мира и анекдотов.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"