Почему в Беларуси дорожает бензин и куда идут белорусские нефтепродукты

В 2018 году основной экспортер отечественных нефтепродуктов компания БНК планирует сохранить объемы поставок на уровне прошло года, то есть, в пределах 11млн. тонн. Примечательно, что при этом никому не известны ни конечные получатели белорусского бензина, мазута и дизельного топлива, ни доходность данного бизнеса. Официально, крупнейшими рынками сбыта являются британский и голландский. При таких объемах потребления наш экспортер, наверняка, там является монополистом. Или что-то нам не договаривают? Разберемся.

Вопрос таможенного оформления

Специалисты, знающие международный рынок торговли нефтепродуктами, в этой связи пояснили, что на территории Великобритании находится торговое представительство БНК, а в Нидерландах – мощный хаб, в котором трейдеры формируют крупные оптовые партии по различным направлениям. Другими словами, белорусская продукция может стать составной частью практически любой товарной партии или сразу нескольких. Это вопрос таможенного оформления.

За 8 месяцев текущего года наша страна экспортировала 9млн. тонн нефтепродуктов, 8млн. из которых реализовано через БНК. Основные товарные группы — дизтопливо (34% общего объема), мазут (28%) и различные бензины (22%). Согласно официальной статистике, за 6,6млн.т. было выручено 3,36млрд. долларов.
Традиционным покупателем мазута является Сингапур, бензины идут потребителям из стран Африки, Латинской Америки и Штатов. Дизельное топливо нужно Польше и Германии, причем, им выгоднее получать его морским путем.

Собственно по этой причине отгрузка преимущественно идет через порты прибалтийских государств. В январе − августе через латвийские порты экспортировали 2,9млн. тонн нефтепродуктов, через литовские терминалы — 1млн., а через Эстонию — 448тыс. Еще в прошлом году Беларусь активно работала с Украиной, но в текущем периоде значимых поставок не было.

Через порты России прошло порядка 40тыс. тонн нефтепродуктов. Россияне просят о существенном увеличении объемов и даже предоставили 50% скидки на железнодорожный транспорт. Однако, даже при таких условиях экспортировать белорусскую продукцию по данному маршруту экономически невыгодно, поскольку приходится учитывать множество взаимосвязанных факторов, одним из которых являются требования покупателя.

Одним из крупных рынков сбыта светлых нефтепродуктов белорусского производства «по суше» является Украина, которая в этом году «переварила» почти 2млн. тонн. Наша доля в совокупном импорте по бензинам составляет 81%, а по дизельному топливу – 40%. Примечательно, что во втором номенклатурном сегменте Беларусь уступила лидерство России, с которой, по словам украинских политиков, разорваны все торговые отношения.

Почему в Белоруссии дорожает топливо

Действительно, очередное повышение цен на моторное топливо в этом году произошло уже в 17-й раз. И, если верить аналитикам, то преодолен далеко не последний рубеж. Основная проблема, безусловно, связана с повышением мировых цен на «черное золото». Если дорожает сырье, следовательно, должна одновременно повышаться отпускная цена конечного продукта. В противном случае переработка станет нерентабельной.

Сделать это в нынешней экономической ситуации, сложившейся в Республике, нельзя, поскольку подорожание бензина сыграет роль падающей костяшки домино, которая увлечет за собой сотни других. В частности, неизбежно подорожают продукты питания и иная продукция критического потребления, поскольку она доставляется торговым предприятиям автомобильным транспортом. Если говорить откровенно, то цены вырастут на всё.

Не прибавляет оптимизма и, так называемый, «налоговый маневр», который намечен Российской Федерацией на рынке импорта углеводородов. В его суть пусть вникают специалисты, а простому смертному будет достаточно знать, что белорусские нефтеперерабатывающие предприятия начнут получать сырье по общемировым ценам. Если совсем просто, то это плохо.

Представительная делегация во главе с Президентом летала в Сочи и пыталась найти точки соприкосновения, которые не позволили бы привести экономику страны к краху. Вроде, о чем-то договорились. Как минимум, Лукашенко на протяжении шести часов искал с Путиным компромиссные решения, что называется тет-а-тет, а по возвращении все остались при должностях.

Читайте нас в: