Добрососедство – это когда экономическое сотрудничество процветает

304

ДобрососедствоСвободный поток и широкое распространение различного рода информации независимо от границ, как известно, является важным фактором взаимопонимания в мире, объединения людей и взаимного обогащения культур. Вот почему еще 30 лет назад, в 1982 году, Совет Европы обозначил перед европейскими средствами массовой информации цель – содействовать международному сотрудничеству и развивать инфраструктуру информационных потоков, чтобы способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и толерантности между людьми, группами и странами.

В 2005 году Европейская Комиссия задала ориентиры создания единого европейского информационного пространства, необходимого для успешного функционирования открытого и конкурентоспособного внутреннего рынка в сфере информационного общества и средств массовой информации. В этой связи перед белорусскими медиа сегодня стоят задачи поиска и нахождения “реперных точек” взаимодействия с партнерами в Европе по формированию европейского информационного пространства и оптимальных форм участия в нем для решения не только локальных задач двустороннего сотрудничества стран, относящихся к разным локальным цивилизациям, но и совместного реагирования на общие угрозы, смягчения последствий кризисов, повышения устойчивости национальных экономик. Очевидным в этой связи представляется тот факт, что приоритетными векторами поиска медийных партнеров по международному информационному обмену на европейском направлении для представителей белорусской международной журналистики являются государства-соседи, первым в числе которых следует назвать Литовскую Республику.

Литва относится к числу тех европейских стран, отношения белорусского государства с которыми отличаются высокой степенью интенсивности. Объясняется это рядом причин. Одна из них заключается в том, что ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Дополнительными мотивами для выстраивания конструктивных отношений с официальным Вильнюсом служат объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества, стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия. В Минске уверены, что многовековые традиции добрососедства Беларуси и Литвы и в дальнейшем будут являться прочным фундаментом для укрепления плодотворных двусторонних связей в политической, экономической и культурной сферах ради процветания наших стран. И взаимодействие этих двух соседних государств в последние годы по многим позициям подтверждает данный вывод.

В 2011 году белорусско-литовский взаимный товарооборот превысил отметку в 1,15 миллиарда долларов. Объем оказанных услуг – 570 миллионов долларов. Красноречива и статистика инвестиционного сотрудничества. Почти 115 миллионов долларов составили тогда литовские инвестиции в белорусскую экономику. И почти столько же инвестиций поступило из Беларуси в экономику Литвы. В 2012 году реализовывалось 15 совместных проектов с объемом инвестиций в 550 миллионов долларов, что говорит об усилении производственно-кооперационных белорусско-литовских связей. Еще одно свидетельство тому – выросший наполовину за четыре месяца 2012 года двусторонний товарооборот и увеличившийся на 73% белорусский экспорт в эту страну. Плюс ко всему в экономику Беларуси поступило еще и 45 миллионов долларов инвестиций из Литвы. Не будем забывать, что все это происходит на фоне известных санкций Европейского союза по отношению к Беларуси. Тем не менее сбываются пророческие слова литовского президента Дали Грибаускайте, сказанные ею во время визита в Беларусь в октябре 2010 года: «Литва заинтересована в улучшении и интенсификации отношений с Беларусью

Литва заинтересована выстраивать отношения с Беларусью не только в многостороннем, но также в двустороннем и региональных форматах». Cпустя два года в послании Сейму Литвы она развила эту мысль следующим образом: «Большая ценность – добрососедство. Но это не данность. Добрососедство – это когда экономическое сотрудничество процветает, а между обществами стран происходит интенсивная коммуникация. Это должно стать нашей точкой отсчета при измерении качества соседских отношений». Как видим, в соседней стране есть ясное понимание того, что выстроить нормальные двусторонние межгосударственные отношения в современных условиях можно только на основе продвижения идей диалоговой культуры, в чем свою важнейшую роль с обеих сторон должны играть средства массовой информации всех уровней и представители их международного сегмента, от профессиональной компетенции которых сегодня напрямую зависит качество “интенсивной коммуникации”, актуальность которой обозначила литовский лидер. Какие же особенности нынешнего белорусско-литовского диалога и партнерства полезно учитывать в своем творчестве журналистам-международникам двух стран? Особенность первая.

В Беларуси позитивно оценивают тот факт, что Литва не ставит никаких политических условий для прихода своих инвестиций в Беларусь и всегда ведет диалог с белорусской стороной только на экономической основе. Это способствовало успешной реализации ряда крупных совместных проектов за последние несколько лет. В 2010 году к их числу относились взаимодействие по транспортировке нефти для Беларуси через порт Клайпеды и открытие в Минске строительного гипермаркета “ОМА”. А в стадии проработки находились проекты строительства вертикально интегрированного деревообрабатывающего комплекса в свободной экономической зоне “Могилев”, совместные предприятия по заготовке деловой древесины для данного комплекса в белорусских городах Червень и Крупки, создание сети продуктовых магазинов в малых городах Минской области. В этом же ряду – факт приобретения белорусским предприятием “Амкодор” Побяржского завода сельхозмашиностроения в 20-ти километрах от Вильнюса, где будет создано более 100 рабочих мест, планируется выпускать до 1000 единиц спецтехники в год с последующей реализацией на рынке Балтийского региона. Что же касается наиболее крупных совместных белорусско-литовских предприятий, то в их числе можно назвать: ЗАО “ТД БМЗ-Балтия”, созданное в Литве РУП “Белорусский металлургический завод”; ЗАО “Белверди” – с контрольным пакетом акций у ЗАО “Пинскдрев”; предприятие “Балткалис” – с 40-процентным участием РУП ПО “Беларуськалий”; ЗАО “Моготекс–Балтик” – с 51-процентным пакетом акций у ОАО “Моготекс”; ООО “Белтайер” – с аналогичным участием ОАО “Белшина”. Наконец, ЗАО “Трансхема”, работающее с 2006 года на рынке Литвы и продвигающее продукцию белорусской нефтехимической отрасли и оказывающее комплексные услуги по экспедированию белорусских грузов в этой стране.

Логическим продолжением названных примеров может и должна стать проработка новых совместных белорусско-литовских проектов в таких областях взаимодействия, как логистика, строительство, туризм, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, деревообработка. Тем более, что, по мнению руководителя белорусской дипломатической миссии в Литве В.Дражина, литовские бизнесмены накопили большой опыт в строительстве, сфере развития инфраструктуры, гостиничном бизнесе, в организации общественного питания и розничной торговли, логистике. Все эти отрасли являются востребованными. Особенность вторая. Учитывая тот факт, что отношения Беларуси и Литвы основываются на принципах добрососедства и прагматичного сотрудничества, в Минске особое внимание уделяют взаимодействию с Вильнюсом в таких областях, как энергетика, транзит, наука, культура, охрана государственной границы, экология, расширение связей между регионами. Для координации этой работы вопросы двустороннего сотрудничества рассматриваются на постоянной основе в рамках таких структур и форматов, как Белорусско-Литовская комиссия по торговому и экономическому сотрудничеству, созданная в 1993 году вскоре после установления дипломатических отношений между государствами, и ежегодные Белорусско-Литовские экономические форумы, организуемые с 1995 года. В 2012 году к этим формам организации двустороннего взаимодействия добавился Белорусско-Литовский форум регионального сотрудничества, состоявшийся в июне в белорусском городе Молодечно и сделавший весомую заявку на регулярность проведения в будущем, так как свой определяющий вклад в позитивную динамику торгово-экономического сотрудничества Беларуси и Литвы на протяжении на последних лет вносило и вносит именно межрегиональное сотрудничество. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что уже заключено 56 договоров о сотрудничестве в торгово-экономической и гуманитарной областях между регионами и городами двух стран, что обеспечивает ежегодно до 30% прироста товарооборота.

Вообще в Беларуси взаимодействие с иностранными государствами на региональном и местном уровнях для оперативного решения приграничных проблем, привлечения иностранных инвестиций для совершенствования приграничной и транспортной инфраструктуры, создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями является одной из основных сфер реализации внешней политики. В этом же ряду на уровне закона страны обозначены такие направления, как разработка и реализация региональных проектов технического содействия, финансируемых международными организациями и программами в области экономики, территориального планирования, предпринимательства, инфраструктуры, информации, охраны окружающей среды, образования, культуры, туризма и спорта; поощрение еврорегионов как формы приграничного сотрудничества в целях сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, развития приграничной инфраструктуры, совместного решения проблем в сфере охраны природы, преодоления дисбаланса в вопросах занятости населения, культурных и языковых барьеров. В региональном взаимодействии с литовскими партнерами сегодня особенно активно участвует Гродненская область. Только в январе-феврале 2012 года объем внешней торговли региона с Литовской Республикой увеличился на 16,5 процента и составил 21,57 миллионов долларов при положительном сальдо для белорусской стороны. Успешно работают на рынке Литвы ОАО “Лидское пиво”, “Гродно-Азот”, “Мостовдрев”, СП ООО “Динамо программ”, ИЧПУП “Аудимас”.

Уже упоминавшийся выше Белорусско-Литовский форум регионального сотрудничества, состоявшийся в Молодечно, продемонстрировал актуальные тенденции этого направления взаимодействия двух стран. Во-первых, отметим сам факт проведения этого мероприятия в Минской области, что говорит о стремлении данного белорусского региона стать еще более активным участником процессов развития сотрудничества с литовскими партнерами. Во-вторых, интересна тематическая структура форума, участники которого обсуждали комплекс проблем двустороннего характера по двум векторам: “Инфраструктурные проекты” – использование фондов Европейского союза, туризм, инвестиции, жилищно-коммунальное хозяйство; “Сотрудничество в области сельского хозяйства” – новые технологии, инвестиции, машиностроение.

Тематика данного форума показывает, что в рамках белорусско-литовского регионального взаимодействия сегодня особенно актуальной становится проблематика приграничного сотрудничества, под которым понимаются согласованные меры административного, технического, правового и экономического характера по развитию сотрудничества приграничных территориальных сообществ сопредельных стран для решения общих проблем в сферах экономики, экологии и культуры в пределах полномочий региональных или местных властей, а также национальных структур, осуществляющих властные полномочия на местном уровне в соответствии с внутренним законодательством. К числу признаков приграничного региона относятся выгодное географическое и транзитное положение, развитая индустрия транспортных перевозок, наличие пограничной и таможенной инфраструктуры. Все это позволяет активизировать связи между хозяйствующими субъектами по обе стороны границы и решать конкретные задачи по беспрепятственному движению людей, капиталов, товаров и услуг.

Что касается приграничных белорусско-литовских связей, то они в последние годы развиваются в рамках двух из пяти существующих на белорусской территории еврорегионов: “Неман” и “Озерный край”. В состав первого с литовской стороны входят Мариампольсктий и Алитусский районы, с белорусской – вся Гродненская область. В составе второго – Литва представлена Игналинским, Висагинасским и Зарасайским районами, а Беларусь – Браславским, Миорским, Верхнедвинским, Глубокским, Поставским районами Витебской области. Основные направления взаимодействия в рамках “Немана”: экология, образование, культура, туризм, развитие приграничной инфраструктуры. В рамках “Озерного края” – охрана окружающей среды, туризм, культура, образование и спорт, территориальное планирование, бизнес и инфраструктура. Оба еврорегиона в своей деятельности сталкиваются с определенными проблемами, компетентным анализом которых на конструктивной и системной основе могут и должны заниматься как белорусские, так и литовские медиа. В частности, для еврорегиона “Неман” характерно то, что взаимный интерес в сотрудничестве проявляется в основном в экологической сфере. И свой отпечаток накладывают политические, социально-экономические, институционально-правовые несоответствия между сопредельными странами. А для еврорегиона “Озерный край” примечательна ориентация на разные блоки, усиление разделительной функции границ, периферийность экономик приграничной территории, доминирующая роль национальных органов управления.

Говоря о формах активизации белорусско-литовского регионального сотрудничества, нельзя не вспомнить о существенном потенциале Программы трансграничного сотрудничества Европейского союза “Латвия–Литва–Беларусь”, реализация проектов которой запланирована до 2015 года. С литовской стороны в ней задействованы: Утенас, Вильнюс и район Алитуса, как основная программная территория; Каунас и район Паневежиса – как территория прилегающая. Участники с белорусской стороны: основные – Гродненская и Витебская области, прилегающие – Минск, Минская и Могилевская области. Цель программы – сближение уровня социально-экономического развития различных частей трансграничного района за счет сокращения региональных различий, обеспечение экономического и социального благосостояния и культурной идентичности его жителей. Один из главных приоритетов – содействие устойчивому социально-экономическому развитию трансграничного района, в том числе поддержка бизнеса и предпринимательства, усиление роли стратегического развития и планирования на местном и региональном уровне, повышение доступности региона через развитие транспортных и коммуникационных сетей, а также соответствующих услуг. Надо полагать, что реальное осуществление этой программы могло бы найти постоянное отражение на страницах, по крайней мере, прессы тех белорусских регионов, которые в ней задействованы. Но пока этого не происходит. Поэтому многие положения названной программы так и остаются вне фокуса внимания жителей тех регионов, для которых она предназначена.

Особенность третья. В современных условиях основой взаимодействия Беларуси и Литвы остается транзитный потенциал обеих стран. И речь здесь идет о нескольких приоритетных направлениях развития, одно из которых заложено в Декларации о сотрудничестве в деле развития восточно-западного транспортного коридора – транспортной системы, подписанной 19 октября 2009 года министрами транспорта Беларуси, Литвы и Китая. В основе этого документа лежит идея совместных действий по развитию инициативы пяти государств – Литвы, Беларуси, России, Казахстана, Китая – в отношении транзитных перевозок по сухопутному транспортному коридору Восток – Запад, реализация которой позволит сократить почти втрое время перемещения грузов по сравнению с морским путем и позволит значительно увеличить объем транзитных грузов, перемещаемых через Беларусь и Литву.

Следующие направления: развитие перевозок поездом комбинированного транспорта “Викинг” с привлечением грузопотоков скандинавских стран и стран Черноморского бассейна; привлечение литовской стороны к белорусско-итальянскому проекту по организации перевозок грузов поездом “Марко Поло” по маршруту Портогруаро–Брест с использованием брестского перегрузочного района в качестве места перевалки грузов, следующих из Италии в страны Балтии через территорию Литвы; присоединение Беларуси к проекту транспортного коридора Восток – Запад II, в котором, помимо Литвы и Беларуси, принимают участие Дания, Швеция, Россия и Германия, и осуществление которого позволит двум соседним странам стать важнейшей частью Северной транспортной оси; участие Беларуси в Транспортно-логистическом партнерстве в рамках “Северного измерения” – важном инструменте, позволяющем стимулировать диалог между Евросоюзом, Беларусью, Россией и северными странами – Норвегией и Исландией.

Кроме того, в привлечении дополнительных грузопотоков из Беларуси заинтересован Клайпедский порт, качество работы и услуги которого постоянно совершенствуются. Это открывает новые возможности для его партнеров, в том числе белорусских. Напомним, что Клайпедский морской порт – самый северный незамерзающий порт на восточном побережье Балтики. В 2010 году он был лидером по объему перевалки белорусских грузов – более 8 миллионов тонн – среди всех портов, с которыми работает наша республика, оставив позади латвийский Вентспилс и украинский Николаев. Через Клайпеду отправляются белорусские минеральные удобрения, нефтепродукты и торф. В 2011 году был отмечен дальнейший рост отправок белорусских грузов через Клайпеду. Все эти факты подтверждают мысль о том, что транспортные коридоры должны развиваться вне зависимости от создания любых экономических структур, так как выгодные торговые пути всегда были залогом процветания государств.

Особенность четвертая. Следует отметить наблюдаемую сегодня высокую заинтересованность литовского бизнеса во вложении финансовых средств в экономику Беларуси. И речь в данном случае идет не только о масштабных проектах крупного бизнеса, но и на локальном уровне. В частности, заметно активизировало интерес литовских инвесторов к белорусским регионам, в частности, к Островецкому району, строительство белорусской атомной электростанции. Они обращаются с предложениями открыть в районе мойки и СТО, производство топливных брикетов, мелкие торговые точки, пиццерии. Компания “Технопласт”, созданная литовским инвестором, выпускает упаковочные изделия для кондитерских фабрик. Они занимают уже около 60% белорусского рынка и где-то примерно 10-12% своей продукции поставляют в Россию. Еще одно предприятие будет заниматься деревообработкой. Кроме того, литовские бизнесмены готовы инвестировать в белорусские проекты в области возобновляемой энергетики.

С белорусскими специалистами они обсуждают возможность выполнения совместного проекта по переработке соломы в топливные гранулы и брикеты. О растущем влиянии литовских инвесторов в Беларуси говорит и тот факт, что с середины 2009 года участником деятельности сразу двух рабочих групп Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совете Министров Беларуси – по формированию благоприятного инвестиционного имиджа и по совершенствованию налоговой политики, таможенных процедур и системы бухгалтерского учета – является литовская группа компаний “Жаболис и партнеры”, оказывающая банковские услуги в сфере инвестиций, управления и развития частного капитала и недвижимости.

Все эти тенденции развития белорусско-литовского сотрудничества лишний раз подчеркивают необходимость активизации усилий сторон и в медийно-информационной сфере, которая по определению должна быть не только в авангарде происходящих событий двустороннего взаимодействия, но и готовить эти события в плане интеллектуального осмысления. Пока же представители международного сегмента и белорусской, и литовской журналистики больше следуют за событиями, чем опережают их, оставаясь в итоге в немалом долгу перед своими читателями, зрителями и слушателями. Впрочем, кое-какие шаги в направлении создания белорусско-литовского медийно-информационного пространства уже делаются. К ним, в частности, можно отнести недавний пресс-тур в Беларусь представителей литовских медиа – Первого балтийского канала, еженедельника “Литовский курьер”, Baltios TV, информационных агентств BNS и ELTA.